Чудеса тормозят на виражах. Запуск весогабаритного контроля на дорогах в Петербурге отложили на 2019 год

Автор фото: РИА Новости

Перевозчики ждут, опасаясь, что система будет в итоге напоминать "Платон".

Минтранс и Росавтодор строили планы открыть в течение 2017–2018 годов по всей стране 150 автоматических пунктов весогабаритного контроля, а до 2020 года завершить создание системы, доведя число пунктов до 387. Во вторник, 30 октября, на слушаниях в Общественной палате РФ были озвучены новые сроки: программу растянут до 2024 года. Сейчас функционирует около 27 пунктов, почти все — в тестовом режиме. На Ленобласть приходится пять.
В Петербурге до конца года городские власти собирались установить 23 таких объекта. Однако, как подтвердили в петербургском комитете по благоустройству, запуск автоматизированного весогабаритного контроля откладывается на будущий год. Работы выполнит "Ростелеком", одна автоматическая рамка стоит около 35 млн рублей. Система рассчитана на отклонение в весе на 5 кг. Вес считывается, если автомобиль едет на скорости до 140 км/ч.
Год назад, вспоминают представители перевозчиков, пункты обещали поставить на въездах в город уже к нынешнему лету, однако отложили ради согласования документов.

30% перегруза

В Вологодской области в 2017 году первыми в России запустили три пункта контроля в постоянном режиме. Однако прокуратура по жалобам транспортников выяснила, что с документами на объекты не все было в порядке: отсутствовало согласование . Сейчас вологодские пункты, по данным Росавтодора, выявляют более 150 тыс. нарушений в месяц. В среднем перегруз достигает 30%. За год работы число нарушителей сократилось, уверяют в Росавтодоре, с 40 до 4% от общего грузопотока.
Штраф для юрлиц, владеющих грузовыми автомобилями, с июля вырос до 500 тыс. рублей. Самые крупные штрафы из зафиксированных в тестовом режиме в Ленобласти, по данным "Росдормониторинга", сейчас достигают 25 млн рублей на одну машину — благодаря неоднократному превышению допустимого веса на ось автомобиля. Однако штрафы не выписываются, поскольку камеры фиксируют нарушителей в тестовом режиме.

75% нарушителей

Парк грузовых автомобилей Петербурга, согласно "Автостату", составляет 88 тыс., а Ленобласти — 41 тыс. штук. Нарушают около 75%, полагают участники рынка. "Большее количество нарушений приходится на грузовые прицепы с лесом, песком, щебенкой", — уверяют в Ространснадзоре. При запуске системы в постоянном режиме стоимость перевозки стройматериалов может вырасти раза в два, полагают участники рынка. "Однако изменения не коснутся международных перевозок, так как такие грузы взвешивают уже на границе", — уверен гендиректор компании–перевозчика ООО "Евро–Транзит" Илья Романов.
Компании, работающие на внутреннем рынке, вряд ли выиграют от введения системы, сетуют в ассоциации "Грузавтотранс".
"Кого нужно наказывать и жестко проверять, так это грузоотправителей. Они помогают заказчику сделать доставку дешевле и выкручивают руки перевозчикам, — настаивает глава "Грузавтотранса" Владимир Матягин. — Кто не хочет везти перегруз — до свидания, найдем сговорчивых".
Автоматическая система напоминает по своей вредности "Платон" или обязательную установку тахографов, сетует один из представителей рынка. Кроме установки автоматических средств контроля нужно сделать так, чтобы перевозчики начали доверять самим контролирующим органам, говорит Владимир Матягин, а иначе все это выглядит как попытка снова заработать на штрафах с бизнеса.