От складов ждут дополнительных услуг

 

Складская недвижимость является неотъемлемой частью девелопмента, при этом она занимает существенное место в логистической сфере. Склад — важная составляющая любого порта или контейнерного терминала, и операции с грузом без него фактически невозможны. Однако отдельно рынок складской недвижимости под логистику не учитывается, а некоторые объекты и вовсе выпадают из поля зрения. Речь идет, например, о складах, действующих в рамках логистических парков — в "Янино", на терминале "Восход", на территории "Логистика–Терминал" в Шушарах и многих других.
С точки зрения некоторых аналитиков, такие площади не являются предметом коммерческого оборота. Аналогичная проблема есть и в анализе данных по перевозкам грузов крупных сетей, таких как X5 или "Магнит". Их некоторые исследователи также оставляют за рамками. Однако, если смотреть на вещи разумно, в обоих случаях это такая же часть бизнеса, которая тоже приносит деньги. Склады на территории логопарков, конечно, могут сдаваться в аренду, но чаще владельцы работают там сами и используют площади по назначению.
Наличие склада как такового давно является обязательным минимумом фактически для всех логистических объектов. Сейчас, в условиях роста контейнерооборота, небольших складов может оказаться недостаточно, и необходимость в расширении таких площадей на территории контейнерных терминалов ощущается все сильнее.
Однако это в большей степени касается всей страны, а не отдельно Петербурга. Северо–Запад в этом отношении и так находится на пике. Но, даже если бы такая необходимость была, свободного места для создания складских площадей, особенно вблизи порта, практически не осталось. Не исключено, что новая недвижимость может появиться, например, на терминале "Восход" — чтобы повысить класс складов. Но пока что серьезной необходимости в этом нет.
Если говорить о тенденциях отрасли в целом, в последнее время на российский рынок приходят все большие объемы товаров интернет–торговли, и это также оказывает свое влияние на рынок складских услуг. В работе с такими грузами технология работы складов меняется. Площади дробятся на более мелкие части. Чем более таких частей, тем больше оператор может заработать на квадратный метр.
Такой подход требует дополнительного технического обеспечения, а также более современного оборудования. Нельзя сказать, что такая схема существенно повышает рентабельность объекта. Скорее, это усложняет коммерческую работу. Тем не менее для любого девелопера сдать площади интернет–магазину — это большой успех, особенно с точки зрения имиджа.
В целом сегодня вся складская логистика постепенно сдвигается в сторону дополнительной обработки, такой как фасовка, переупаковка, переклейка, мелкая сборка. Очевидно, что сегодня рынку необходимы промышленные коворкинги, которые успешно показывают себя на Западе. Это помогает и складским операторам, и бизнесу, однако у нас такой практики пока что нет.
Алексей Безбородов, глава агентства InfraNews