В 1992–1993 годах армия сокращенных в институтах и на промышленных предприятиях инженеров, врачей и учителей отправилась штурмовать вершины предпринимательства — так зарождался в России и Петербурге малый бизнес. Конечно, это была торговля.
Челноки, ларьки, торговые зоны — прообразы торговых комплексов, первый общепит — не фастфуд, а так, только немного похож. Первые кофейни, формат которых подсмотрен в зарубежных поездках.
Особенно повезло тем, кто сумел приватизировать свои магазины, ателье и кафе, особенно в центре города, — помещения достались им практически даром, в дальнейшем, если бизнес не шел, они просто начали сдавать их и стали фактически рантье.
Большая ларечная война, объявив которую власть Петербурга в 2004 году смела с остановок первые 1500 торговых павильонов, не закончилась по сей день. Здесь интересы крупного ретейла и армии малых предпринимателей никак не совпадут, и при участии людей, "принимающих решения", первый потихонечку побеждает вторых.
Тем не менее есть то, что дарит надежду, — появились новые технологии и профессии в малом бизнесе: SMM, видеография, отели, где не встретишь персонал. Расцветает фермерство, которое доказывает, что и буррату можно сделать в Ленинградской области так, что она будет не хуже той, что из Апулии.
Главное: стартапы регистрируются постоянно — каждый год по 12–15 тыс. Движут ими идеи, которые приведут к расцвету через 10–25 лет. Да, наверное, 5% из них, может — чуть больше. Программы правительства в этом деле даже можно назвать относительной помощью. Главное, чтобы не мешали.
“
Надеюсь, что через 25 лет для того, чтобы открыть бизнес, будет достаточно посидеть 10 минут в интернете, сделать заявку и на следующий день уже приступать к работе. А не как сейчас, со сроком рассмотрения заявлений 1–2 года. Если бы эту систему наладили, она, думаю, принесла бы значительные суммы в бюджет города. Изменения станут возможны, когда уйдет плеяда чиновников и бюрократии, которые заседают в Смольном сегодня. Возможно, число бюджетников немножко сократится. Молодежь сейчас делает карьеру через чиновничий аппарат, потому что там не надо ничего тяжелее ручки поднимать, достаточно сидеть за столом и перебирать бумаги. Хотелось бы эту ситуацию повернуть на 180 градусов: новое поколение, имея энергию молодости, пошло бы на производство.
Янина Гришина
глава РОО «Содействие малому бизнесу»
“
Вижу будущее таким: Петербург превратится в Ленинград образца 1970 года, только с некоторыми поправками. Количество торговых объектов возрастет, и они будут в руках городских властей. Останутся киоски печатной продукции, ларьки с цветами, мороженым и кассы по распространению экскурсионных билетов. Все остальные товары переместятся в сетевые магазины. Ретейлеры займут порядка 100 % рынка. По крайней мере к этому все идет. Количество гипермаркетов и сейчас в Петербурге зашкаливает. К 2040 году сети оккупируют все. Уличной торговли в частном бизнесе не останется. Жителю, чтобы купить пачку сигарет или бутылку воды, придется идти в гипермаркет.
Юрий Рагулин
владелец сети торговых павильонов
“
Думаю, что за 25 лет случится много открытий. В любой области услуг и потребностей человека есть общая тенденция к персонализации, индивидуальному подходу к предложению. В дикой гонке последних лет мы устали от фастфуда, масс–маркета, унифицированных, одинаковых вещей. Растет потребность в том, что качественно, сделано специально для клиента. Костюм с идеальной посадкой, платье именно того цвета, фактуры и с элементами, которые он выберет. Поэтому так востребована женская одежда с чистыми линиями, высокого качества, изготовленная с вниманием к деталям. Наверняка в нашем секторе будет расти потребность в услугах ателье.
Ася Когель
совладелица Модного дома KOGEL
“
Ближайшие 25 лет два эти процесса будут идти рядом друг с другом: технологизация и возвращение интереса к природе. Мы уже видим изменения. Раньше над нами не летали квадрокоптеры, а сейчас— каждый день. В то же время люди убегают из мегаполисов и стремятся к истокам. Многие стали задумываться о негативном влиянии, которое на природу оказывает техносфера. Пример тому — активно развивающаяся зеленая энергетика. Мы в своем бизнесе, например, сейчас используем кварцевые обогреватели нового поколения. Они потребляют значительно меньше электроэнергии и больше производят тепла. И это благодаря новым технологиям. Пока, чтобы преодолевать расстояния, используем бензин, но верю, что скоро все перейдем на электромобили.
Сергей Сидоренко
владелец экокурорта в Крыму «Морское»
“
Сегодня так быстро развивается инновационный кластер, что через 25 лет нас будет сложно чем–то удивить. Интернет–технологии перейдут в категорию обыденности, доставку до двери смогут осуществлять роботы–курьеры и квадрокоптеры, а смартфоны, вероятно, будут предвидеть наши желания. Еще, кстати, предположу, что примерочные больше не понадобятся — все будет в интернет–пространстве, даже наши с вами клоны. Но одно могу сказать точно: вековые привычки человека все потрогать и попробовать останутся неизменными. Поэтому сельскохозяйственные рынки, фермерские хозяйства, ярмарки, привычные нам кафе и рестораны продолжат пользоваться спросом. В малом бизнесе инновации начинаются с традиций.
Владимир Меньшиков
глава НП «Союз малых предприятий»
“
Техника делает огромные шаги вперед, и качеством уже никого не удивишь. Новые телефоны сокращают рабочие места для фотографов, выводя качество снимков на совершенно другой уровень. Интересно было бы узнать, что у этих компаний припасено на будущее, наверняка разработчики уже придумали нововведения на несколько шагов вперед. Видео, скорее всего, ждет такая же участь, но, поскольку оно сложнее, прогресс движется в этом направлении не так быстро. Мне кажется, что в конце концов придем к созданию фильма с эффектами, взрывами и кучей всяких выкрутасов через нажатие одной кнопки на телефоне. А кинокомпании уйдут в виртуальную реальность и станут жить там. Актеры отойдут на второй план, а зритель сам сможет влиять на события в фильме, останется что–то похожее на игру. И если сейчас мы еще конкурируем в технических моментах (высокое разрешение, крутые цвета), топотом будут востребованы только креативные идеи.
Никита Пугачев
ИП Camera Nikita Pugachev (Gazelle бизнеса 2018)