Арендаторы взяли кассу. Торговые сети меняют формат кассовых зон, добавляя постаматы и пункты услуг

Автор фото: Сергей Коньков

Торговые сети все чаще сдают площади постаматам и меняют отношение к выбору арендаторов.

Онлайн и офлайн в едином порыве

На прошлой неделе стало известно, что сеть магазинов "Пятерочка" (входит в X5 Retail Group) установила в своих магазинах устройства активации и пополнения проездных билетов. Специальные терминалы будут работать в 30 магазинах сети в Петербурге. Общий объем инвестиций в пилотный проект составил 6,8 млн рублей.
Ранее компания X5 Retail Group анонсировала еще один проект по использованию прикассовой зоны. Ретейлер хочет организовать совместное с Совкомбанком предприятие по выдаче заказов из интернет–магазинов через сеть постаматов (локеров). В настоящий момент эта сеть состоит из 450 объектов под брендом "Халва", в перспективе их количество превысит 1500.
Совместное предприятие получит право размещать постаматы в магазинах X5 сроком на 5 лет.
Конкуренты X5 движутся в аналогичном направлении. "Дикси" в прошлом году заключила партнерское соглашение с компанией TelePort и начала устанавливать ее постаматы в своих магазинах. Сейчас установлено уже около 500 терминалов в крупных городах и областных центрах регионов присутствия магазинов сети.
Как рассказали "ДП" в "Дикси", в магазинах, где стоят постаматы, компания отмечает рост трафика покупателей, основной целью установки постаматов было "удовлетворение спроса на данный вид услуг и рост трафика в магазинах сети за счет привлечения новой целевой аудитории".
Постаматы в своих магазинах используют и петербургские торговые сети. Так, в одном из магазинов сети Super Babylon постамат установили в тестовом режиме, в течение месяца он будет находиться в прикассовой зоне для привлечения дополнительного трафика, рассказали в компании.

Сети тянутся в сети

Свободную площадь магазинов, как крупных гипермаркетов, так и небольших магазинов у дома, помимо постаматов занимают субарендаторы.
Например, в прикассовой зоне сети петербургских супермаркетов "Лэнд" стоят банкоматы, терминалы оплаты, цветочные бутики, магазины подарков и химчистки.
Опрошенные "ДП" торговые сети говорят о том, что их приоритеты при выборе субарендатора за последние годы изменились и им нужны сетевые магазины, общепит и услуги.
В "О’Кее" наблюдают тенденцию к сокращению матрицы арендаторов в прикассовых зонах гипермаркетов, особенно это касается магазинов одежды, обуви, ювелирных салонов. Остаются в основном услуги и товары первой необходимости, такие как химчистки и аптеки.
В пресс–службе торговой сети считают, что неплохо себя чувствуют фастфуд–сети ("Макдоналдс", "Бургер Кинг", KFC и др.), причем именно в формате ресторанов с посадкой, а не фуд–корта.
В последний год в "О’Кее" наблюдают небольшую активность со стороны магазинов косметики брендов уровня ниже среднего, и в целом ретейлер старается брать в прикассовую зону стабильные сетевые компании.
По словам представителей торговой сети, не стоит считать, что прикассовая зона влияет на трафик гипермаркета.
"Трафикогенератором все же остается сам магазин, здесь скорее обратная зависимость: чем больше трафика генерит гипермаркет, тем более насыщенная и качественная арендная зона при нем", — убеждены в "О’Кее".
В торговой сети "Дикси" тоже говорят об увеличении среди субарендаторов сетевых компаний. Это относится в первую очередь к аптекам, товарам для детей, цифровым и бытовым маркетам, магазинам зоотоваров и т. д.
В компании считают, что на первый план сейчас у покупателей выходят товары и услуги первой необходимости: сегмент быстрого питания, а именно стритфуд, кофейни, горячая выпечка, ориентированные на массового потребителя с демократичной ценовой политикой и широким ассортиментным рядом. Также активно развиваются аптечные сети и магазины детских товаров, цифровые ретейлеры и магазины зоотоваров. Торговая сеть сейчас рассматривает дополнительную установку стоек мобильных операторов, интернет–провайдеров и цифрового телевидения, размещение терминалов оплаты услуг мобильной связи, интернета, услуг ЖКХ и других финансовых операций.
"Сетевые игроки готовы к быстрому развитию территорий и способствуют поддержанию интереса потребителей к магазинам шаговой доступности", — поясняют в "Дикси".

Все дело в сервисе

В "Ленте" тоже стараются отдавать предпочтение компаниям с узнаваемым брендом и устойчивым финансовым положением.
"Кроме того, нам важно, чтобы покупатель, приходя в магазин, получал привычный сервис, поэтому состав субарендаторов в "Ленте" достаточно стабилен", — констатирует петербургский ретейлер.
В X5 Retail Group считают, что подход компании к субаренде заключается в том, чтобы находить партнеров, которые сделают магазин более конкурентоспособным. В перечень приоритетных категорий для сдачи помещений в субаренду компанией сегодня входят продавцы свежего мяса, рыбы, выпечки, кулинарии, цветочные магазины, корнеры с детскими товарами, аптеки, операторы сотовой связи и др.
"Развитие дополнительных сервисов внутри магазинов позволяет сделать процесс покупок для наших клиентов максимально удобным. Ведь чем больше опций (забрать посылку, оплатить телефон, пополнить транспортную карту и т. д.) доступно в одном месте, тем больше времени покупатель может сэкономить", — делают вывод в X5 Retail Group.
В прикассовых зонах супер– и гипермаркетов мы видим рост числа магазинов экопродуктов, салонов ногтевого сервиса, табачных лавок, вейп–шопов, фирменных кондитерских бутиков, мебельных и обувных магазинов. В то время как зоотовары стали частью ассортимента самого продуктового оператора, цветочный оператор предпочитает разместиться в стрит–ретейле. Чаще всего эти арендаторы сами претендуют на поток клиентов гипер– и супермаркета, а не генерируют дополнительный поток в основной магазин. Еще мы видим смещение субарендаторов прикассовой зоны в сторону сферы услуг.
Екатерина Лапина
генеральный директор агентства недвижимости Lapina
Я бы не сказал, что структура субарендаторов сильно изменилась за последнее время. Это по–прежнему продавцы какого–либо монопродукта — меда, сухофруктов, орехов, цветов, а также услуги химчистки, обувные мастерские и другие. Что касается таких сервисов, как постаматы, они не сильно отражаются на трафике, основное их предназначение — снижение арендной нагрузки. Например, когда ретейлер вынужден брать большую площадь, чем требуется под стандартный магазин, чтобы не упустить интересующую его локацию.
Владимир Каличава
Руководитель Департамента Услуг Для Ретейлеров Colliers International
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.