Киоски особого назначения. В Петербурге из-за нового ГОСТа под угрозу сноса попали 3,5 тыс. ларьков

Два вице–губернатора и много чиновников во вторник, 11 сентября, совещались, как жить с новым ГОСТом. Госстандарт запрещает установку на тротуарах и вдоль дорог "посторонних предметов", в частности — наружной рекламы, ларьков, уличных кафе и пр. Первая жертва новому ГОСТу уже принесена. Чиновники хотят всех спасти, но как, когда и сколько объектов бизнеса погибнет по дороге — непонятно.

ГОСТ Р 50597–2017, содержащий требования к эксплуатации дорог и улиц, вступил в силу с 1 сентября. Пункт 5.1.1 однозначно говорит: "Проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов (рекламные конструкции любого вида, массивные предметы и т. п.)". На прошлой неделе в соответствии с ним комитет по контролю за имуществом уже снес газетный киоск у станции метро "Электросила".
Всего в городе около 8 тыс. рекламных конструкций, за которые бюджет ежегодно получает 1,1 млрд рублей, а объем самого рынка превышает 3 млрд. Подавляющее большинство из них подпадает под действие ГОСТа.
Кроме того, оказываются вне правового поля уличные кафе (порядка 400 объектов, оборот оценивается в 5 млрд рублей), более 800 газетных киосков и другие ларьки ("нестационарные торговые объекты").
Таких объектов в городе 8,7 тыс. (не считая нелегальных), из них, по оценкам участников рынка, под действие ГОСТа подпадают 3,5 тыс. Объем рынка городской нестационарной торговли составляет 40 млрд рублей.

Реклама спаслась первой

В комитете по печати, который курирует рынок наружной рекламы и газетные киоски, сохраняют хладнокровие. Его глава Сергей Серезлеев сообщил "ДП", что в отношении рекламы действие ГОСТа приостановлено на год, а сам он будет доработан.
В своем нынешнем виде ГОСТ, по мнению Серезлеева, находится "за гранью, тогда надо просто весь бизнес убить и успокоиться". Рекламу спасло вмешательство Сергея Собянина, у которого такие же проблемы: мэр Москвы обратился в федеральное правительство, и был издан приказ Росстандарта, по которому на рекламу ГОСТ пока не распространяется.
Два года назад рынок наружки уже был потрясен внезапным появлением ГОСТа, запрещающего ее установку на определенном расстоянии перед дорожными знаками, перекрестками и т. д. После протестов рекламщиков, также начавшихся с обращения столичных властей, правительство смягчило его условия. "ГОСТ — это такой документ, который можно поправить. В 2016 году мы меняли его в течение 3 месяцев. Надо отдать должное, федерация нас слышит и идет навстречу, когда есть рациональные предложения", — заявил глава комитета.
По словам Серезлеева, газетные киоски находятся в более уязвимом положении, чем рекламные конструкции. Год назад Смольный провел торги, по итогам которых заключил договоры на установку рекламы на 10 лет. Действие нового ГОСТа, таким образом, на них в любом случае не распространяется, считает чиновник. А вот ларьки, у которых истекает договор аренды, рискуют ее не продлить. Именно так случилось с киоском у "Электросилы" — комитет по благоустройству не согласовал продление аренды, а комитет по контролю за имуществом снес точку.

А вот ларьки пока нет

"В пятницу ликвидировали наш объект у станции метро "Электросила", — рассказал "ДП" Дмитрий Амосов, гендиректор ООО "Союз издателей и распространителей". — На земельном участке 35 м2 трехметровый объект формально не мог препятствовать движению пешеходов и маломобильных граждан. В этом киоске совершалась тысяча покупок в день, около 10 тыс. единиц печатной продукции продавалось ежедневно. Помимо одного нестационарного объекта нам вручили еще 10 предписаний о демонтаже до середины октября — договоры на участки закончились в июле. Но по действующему законодательству мы имеем право на пролонгацию. Заявок на продление договоров на земельные участки мы подали около 70, из них получили более 20 ответов, и все они отрицательные. В 100% присутствует несогласование комитета по благоустройству. Отказы на продление договоров мы получали и до вступления ГОСТа".
Судьба нестационарных торговых объектов и других "посторонних предметов" на тротуарах пока непонятна. Источники "ДП" сообщают, что на вчерашнем закрытом совещании в Смольном, куда не позвали даже представителей бизнес–сообщества, чиновники во главе с вице–губернаторами Сергеем Мовчаном и Михаилом Мокрецовым решили просить губернатора написать письмо в Москву. И попросить поменять ГОСТ, чтобы спаслись и остальные.
Официально в КИО "ДП" сообщили только, что планируют провести инвентаризацию объектов "на предмет несоответствия новым требованиям ГОСТа". И по ее результатам, которые "обязательно будут вынесены на публичное обсуждение", рассчитывают найти "взвешенное решение и минимизировать негативные последствия для рынка нестационарной торговли".
При этом, подчеркнули в КИО, "обязательно стоит отметить, что исключение участка из схемы размещения (нестационарных объектов. — Ред.) не влечет досрочного расторжения договорных отношений. Договоры продолжат действовать до окончания их срока. Кроме того, сейчас в городе готовится порядок предоставления альтернативных мест". Стоит заметить, однако, что в ГОСТе указано: "посторонние предметы" должны быть убраны с дорог и тротуаров "в течение 3 часов с момента обнаружения".
Кроме того, по итогам совещания Смольный планирует внести изменения в паспорта дорог, с тем чтобы определить места для "наиболее значимых торговых павильонов". Выделить из площади тротуаров земельные участки, которые будут необходимы объектам, наиболее востребованным у петербуржцев, рассказал "ДП" Константин Тимохин, руководитель аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Петербурге, принимавший участие в совещании.
Впрочем, и без этого ГОСТа продлить договор аренды земли малым предпринимателям крайне сложно. Власть использует любые предлоги, чтобы отказывать даже добросовестным арендаторам: расположение объекта на электросетях, что в прежние годы признавалось возможным и согласовывалось энергетиками, прохождение под ними теплоцентралей и т. д.

ГИБДД напишет

Однако письма в Москву, даже если их отправлять не простой почтой, идут долго, а ГОСТ действует уже сейчас и не содержит никаких оговорок о том, что можно подождать до окончания действия договора аренды земли под "посторонним предметом" на тротуаре.
Формально за состояние тротуаров отвечает комитет по благоустройству. Ему предстоит воплощать в жизнь требования ГОСТа. Более того — он уже получил ряд обращений из ГИБДД о выявленных объектах, которые противоречат стандарту.
Как сообщили "ДП" в пресс–службе комитета по благоустройству, пока таких обращений не больше десяти. Они находятся в стадии рассмотрения. "Мы не занимаемся сносом ларьков. Если нам на согласование приносят документы на установку нестационарного объекта и он противоречит ГОСТу, мы его не согласуем. Но мы не инициируем снос того, что сейчас стоит". Таким образом, продление договоров аренды под существующими конструкциями на тротуарах, как и установка новых, сейчас невозможна. Существующие пока на месте.
Однако в комитете по благоустройству не смогли ответить, что будет, если ГИБДД или другой надзорный орган завалит их требованиями по приведению тротуаров в соответствие ГОСТу. "Будем рассматривать такие обращения. Пока их нет", — заявили в пресс–службе.
Комитет по контролю за имуществом, который и должен производить снос объектов, на вопрос "ДП" о своих планах не ответил.
Я давно говорил о необходимости провести работу и выделить в городе из площади тротуаров такие земельные участки, которые необходимы для размещения торговых объектов, наиболее востребованных населением Петербурга. Это могут быть и киоски печатной продукции, и лотки с фруктово–овощным товаром. Рано или поздно вопрос бы актуализировался. Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга
Все газетные киоски в принципе стоят на тротуарах.Если они решили это сделать, то уже можно биться головой об стену. Если власти решат действовать по этому ГОСТ у, то будет очень тяжело бороться. Причем чем объект законнее, тем к нему сейчас больше придираются.Опять изменения коснутся только законопослушных, а вся незаконная торговля (которой в городе гораздо больше) будет работать — ведь ей совершенно все равно, где стоять.Я так уже два с половиной года не могу убрать киоск с незаконного места. Или вот машины некоторых автолавок —они где хотят, там и паркуются. У нас же при пролонгации договора аренды чиновники стремятся прицепиться к чему только можно: договор на вывоз мусора, оплата, внешний вид киоска, вывески. Если задержал оплату договора 2 раза, то тебе его не пролонгируют. Александр Кушелев, заместитель генерального директора сети печатных киосков "Ника"
Федеральный торговый сбор, который был введен в 2016 году, давал право городам федерального значения собирать денежные средства с предприятий торговли, в зависимости от занимаемой площади. Его ввели в Москве, а в Петербурге Георгий Полтавченко отложил его введение. В Москве появление торгового сбора имело катастрофические последствия для ИП, большинство из них не потянули его и закрылись. Что касается стандарта, то экспертами высказывалось мнение, что правовой статус ГОСТа не позволяет его применять повсеместно, не принимая во внимание особенности региональной экономики. Поэтому суд с большой вероятностью может встать на сторону владельца рекламной конструкции, киоска или летнего кафе. Елена Церетели, председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга
"Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать" — такова обычно позиция власти в отношении нестационарной розницы, любого малого бизнеса. Эта ситуация, конечно, историю преследования бизнеса обостряет, и находятся совершенно любые предлоги для того, чтобы у брать, снести и не дать ничему в городе жить. На этот раз нашлись ГИБДД и ГОСТ. Глава КИО Михаил Мокрецов приходит в Законодательное собрание и говорит, что у комитета нет денег. Ровно поэтому в КИО денег нет и не будет до тех пор, пока останется такое восприятие предпринимательства, налогоплательщиков и плательщиков арендной платы. Если речь идет о малом бизнесе, значит, его надо отнять. Но если отнять не удается, то тогда уж точно снести. Саму историю про ларьки я слышу уже на протяжении минимум 10 лет. Если ГОСТ все–таки внедрят, без работы останутся тысячи людей. Помните, у нас антитеррористические мероприятия проводились? Хоть один ларек за весь этот период что–нибудь такое натворил? А ларьков посносили вагон и маленькую тележку. Сегодня тротуары, завтра еще что–нибудь придумают. Послезавтра скажут, что киоски не должны стоять по пути движения людей. Давайтеих поставим где–нибудь за городом, в лесу. Единственное, что может остановить фантазии бюрократов, — совершенно обнищавший народ, который выйдет на улицу. Его уже много, но пока он сидит дома. Роман Курбатов, основатель