Волоконно–оптический тянитолкай. Что стоит за продлением масштабной стройки оптоволоконных линий

 

В этом году, согласно первоначальному плану, в России должна была завершиться масштабная стройка в рамках национальной программы по устранению цифрового неравенства (УЦН). Ее цель — обеспечить жителей почти 14 тыс. удаленных населенных пунктов быстрым и качественным Интернетом на базе оптоволоконных линий связи.
В 2014 году, когда программа стартовала, строители волоконно–оптических линий связи (ВОЛС) приняли ее, что называется, с большим воодушевлением. Еще бы: программа, помимо прочего, предусматривала прокладку в 5–летний срок около 215 тыс. км ВОЛС. В 2012–2014 годах в России ежегодно строили порядка 60 тыс. км оптических магистралей. Программа УЦН сулила увеличение рынка почти на 70% — до 105 тыс. км в год. "В России нам за 5 лет предстоит выполнить гигантский объем работ. К концу 2018 года высокоскоростной Интернет появится во всех населенных пунктах, перечисленных в контракте", — пообещали исполнители программы. "Крупнейший в мире инфраструктурный проект по обеспечению связью малых населенных пунктов" — так охарактеризовало УЦН отраслевое министерство.
При ближайшем рассмотрении, однако, выяснилось, что в части строительства ВОЛС программа, мягко говоря, была слабо проработана. Оптику предполагалось прокладывать в основном по опорам линий электропередачи. Такой способ организации ВОЛС по срокам и стоимости плохо вписывался в бюджет УЦН. В итоге вместо 215 тыс. км построили около 45 тыс. км — примерно 23% запланированного объема. В министерстве предпочитают оценивать итоги УЦН не в построенных километрах, а в точках доступа, которые ставятся в населенных пунктах, — тогда получается, что план выполнен на 40,5%.
При этом большая часть оптики, проложенной в рамках УЦН, пришлась на Центральный и Сибирский федеральные округа. В 2017 году на Северо–Западе в рамках УЦН, по официальным данным, было проложено менее 600 км волокна. Любопытно, что и заказчик, и исполнитель программы очень подробно оповещают, в каких населенных пунктах запущены точки доступа в Интернет, но при этом не раскрывают даже основные магистрали, построенные в рамках УЦН. Так или иначе, но реализация программы пока не оказала существенного влияния на рынок строительства ВОЛС в СЗФО.
В марте 2018 года Владимир Путин пообещал, что "за 6 лет Россия будет обеспечена быстрым доступом в Интернет". Это произойдет к 2024 году, отметил президент. По сути, это означает продление масштабной стройки ВОЛС еще на 6–летний срок. Будут ли в этот раз выдержаны сроки строительства? Сомнительно. Однако, как и в прошлый раз, никаких обструкций за невыполнение УЦН, скорее всего, не последует.
Дело в том, что вместе с новыми ВОЛС (сиречь — быстрым и качественным Интернетом) в самые отделенные населенные пункты проникают видеоролики с компроматом на чиновников и крамольные онлайн–каналы, противоречащие государственной информполитике. Бороться с ними приходится с помощью реестра запрещенных сайтов, который, судя по неудачной блокировке "Телеграма", работает не слишком эффективно. А нет быстрого Интернета — нет проблем. Особенно с учетом роста социальной напряженности, которая наблюдается в последнее время.
Юрий Брюквин, генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком"