Карты без шулера. Что можно увидеть, если взглянуть на Петербург как на полноценную страну

Автор фото: Михаил Тихонов
Привычные нам административные районы можно представить, к примеру, аналогами субъектов Федерации. Выяснится как минимум, что рассматривать их как самостоятельные единицы — нужно. Поскольку каждый район обладает не только топонимической, архитектурной и демографической спецификой, но и, понятное дело, индивидуальным экономическим профилем. Да и вообще — такой подход вполне оправдан, если исходить из наших масштабов, вполне сравнимых с соседскими национальными.
Так вот, если начать сравнивать между собой петербургские районы, можно вывести неожиданные тенденции и закономерности. Они полезны в первую голову бизнесу — для понимания, к примеру, где и каких видов услуг не хватает.
"ДП" берется составить карту подсказок и подробные районные паспорта. Заодно, может, и поймем, адекватно ли административное деление современным реалиям.
Надо сказать, что государство копит всю эту полезную информацию годами — для этого и существует система государственной статистики.
Понятно, что цифры тасуются, меняется методология подсчета. Поговорку про "большую ложь" и статистику тоже все знают. Но других данных, претендующих на объективность, нет. Будем оперировать ими.
Начнем с малого.

Петроградская — там, где исчезают люди

Самым пустеющим районом Петербурга оказался Петроградский. За последние 3 года население одного из самых дорогих районов города сократилось почти на 1,5%, с 136,6 тыс. до 134,8 тыс. человек. Это при том, что объемы нового строительства здесь довольно значительные — в прошлом году введено почти 300 тыс. м2 нового жилья. Масштабы, конечно, не те, что на окраинах, но для центра это много.
Кировский район занимает второе место по оттоку населения. Три года назад здесь жили 339,7 тыс. человек, сейчас — уже 336,4 тыс. Это всего лишь 1%, но тенденция устойчивая и прослеживается от года к году. Новое строительство в районе почти не ведется. За период 2015–2017 годов построено всего 83,4 тыс. м2 — 0,86% всего объема.
Активно покидают люди и Фрунзенский район, население которого сократилось почти на 4 тыс. человек, до 401,4 тыс.
Любопытно, что Кронштадтский район, который считается одной из самых депрессивных территорий, так не пустеет. Но и жить там тоже не стремятся, тем более что новых домов не строится. 44,4 тыс. человек населения — волшебная цифра, которая не изменяется из года в год.

Точка притяжения: Пушкин

Самым растущим за прошедшие 3 года стал Пушкинский район. Его население выросло сразу на 17% — это очень высокие цифры. Причем отнюдь не строительный бум стал тому причиной. За 3 года в районе построено 753,1 тыс. м2, но это лишь 7,7% общего объема.
Можно сравнить. Больше всех в 2015–2017 годах строили в Приморском районе: 1,3 млн м2. Однако прирост населения здесь составил лишь 2,8%. То есть жилье строится — а люди в него не вселяются.
На втором месте Красносельский район с его микрорайоном "Балтийская жемчужина": 1,1 млн "квадратов". И еще один "миллионник" — это район Выборгский. Прирост населения в этих районах составил 4,5 и 3,4% соответственно.

Красносельский рай для молодых семей

Открытые данные Петростата позволяют составить еще один любопытный рейтинг — самых "фертильных" территорий. Оказалось, что больше всего рожают жители Красносельского района: в 2017 году показатель составил 14,8 младенца на тысячу человек населения. Второе место — за Пушкинским районом, где этот показатель составил 14,19. Меньше других о детях думают жители Курортного района, Петроградской стороны, Петродворцового и Василеостровского районов.
Смертность по городу примерно одинакова, но все–таки выше во Фрунзенском и Кировском районах — как раз там, где наблюдается снижение населения.