До свидания. Гид по фильмам Александра Расторгуева

Автор фото: Facebook
Седьмого августа в Москве на Троекуровском кладбище похоронили режиссера Александра Расторгуева, убитого вместе с коллегами Орханом Джемалем и Кириллом Радченко в ЦАР. Сорок дней многие его фильмы доступны для бесплатного просмотра на сайте "Артдокфест", некоторые были и будут впервые показаны на центральном телевидении. "ДП" выбрал десять, пожалуй, важнейших картин, которые успел снять один из лучших документалистов поколения.

"До свидания, мальчики", 1997

Полифонический разговор о любви с несовершеннолетними заключенными, в котором сразу проявились главные творческие принципы режиссера: бесконечная нежность к героям и отказ от любых форм морализаторства. Расторгуев ускоряет и замедляет реальность, кромсает ее анимацией, но так и не заходит на территорию видеоарта, занимая какое–то особое место — между реализмом "Театра.док" и чистой поэзией.

"Мамочки", 2001

Мало какой фильм обсуждали на рубеже веков так горячо, как этот. Вцепившись в историю мигрантки из барака, забеременевшей от домашнего мальчика, Расторгуев продемонстрировал ранее немыслимое, тотальное уничтожение дистанции между автором, героями и зрителем. Копья ломались и об этические, и об эстетические грани картины, но сейчас "Мамочки" кажутся прежде всего тонкой элегией о человеке, обреченном на страдание просто по факту рождения.

"Чистый четверг", 2003

Первый военный фильм Расторгуева, однако войны как таковой в кадре почти нет. Следя за бытом, разговорами, шутками солдат, можно забыть на время, где они находятся, но финал напомнит. Картина заканчивается записью радиопереговоров, из которой мы понимаем, что вертолет с героями фильма попал под обстрел.

"Жар нежных. Дикий, дикий пляж", 2005

Калейдоскоп красных тел на пляжах кубанских курортов — беспощадный портрет коллективного российского отдыхающего. Путин и семечки, кричащие дети и алкоголь на жаре, грязный секс и чистая влюбленность.
Последнее, как всегда у Расторгуева, — самое главное.

"Я тебя люблю", 2011

Историю создания "Я тебя люблю" уже проходят в киноинститутах: Александр Расторгуев с другом и соавтором Павлом Костомаровым выбрали героев на кастинге, раздали им камеры и несколько заданий — что именно снять, а через несколько месяцев получили террабайты видео, из которого и смонтировали, пожалуй, главный русский фильм о любви в ХХI веке.

"Я тебя не люблю", 2012

Вторая часть и в каком–то смысле спин–офф предыдущей картины.
20–летняя Вика в кадре выбирает между Артемом и Женей. Кто–то из них и услышит в финале приговор, вынесенный в название.

"Срок. Начало большой истории", 2014

Проект о героях российского протеста начинался как серия коротких интернет–роликов, но ожидаемо дорос до полного метра, на который поначалу обиделись по обе стороны баррикад, а потом признали — так близко к лицам политиков зеркала еще не подносили.

"Реальность", 2012–2018

Вскоре после запуска "Срока" авторам стало тесно в политическом контексте — так появился проект "Реальность", где частные истории собираются в беспрецедентную и по форме и по содержанию энциклопедию российской жизни.
Последний ролик добавлен уже после гибели Александра Расторгуева. В нем он сам.

"Норильск от первого лица", 2015

То, что начиналось как корпоративный фильм к 80–летию "Норникеля", а стало первым российским веб–доком, сотканным из коротких зарисовок, записей с веб–камер, архивных материалов и виртуальных панорам. Новое краеведение и безусловный документ эпохи.

"Буду танцевать", 2017

Фильм–портрет рэпера Ричарда Семашкова (он же просто Рич) — антилиберала, сочувствующего ДНР и ЛНР.
Собственно, снята лента именно в Донбассе. В кадре то и дело появляется писатель и "комбат" Захар Прилепин, который вспоминает съемки так: "Помню, на передовой под Горловкой я говорю Саше: мы знаем, где у них позиции, мы пристрелялись, я могу сейчас отдать приказ, и мы убьем несколько человек, но ты ведь этого не хочешь? Чтоб ради фильма твоего люди погибли? Он говорит: "Нет, не хочу". Я говорю: "Вот и я не хочу. Молодец, спас несколько человек. Пусть живут".