Предприниматели о том, что они вкладывают в понятие "здоровый бизнес"

Автор фото: Сергей Ермохин
Летние игры "Здоровый бизнес" на базе отдыха "Игора"

В июле "Деловой Петербург" провел летние игры "Здоровый бизнес": команды петербургских и областных компаний соревновались в ловкости, скорости, выносливости. В таком формате встреча состоялась в третий раз.

Мероприятие уже стало традиционным и для газеты, и для бизнеса, многие участвовали в играх не в первый раз. При этом желание проявить себя не только в деле, но и в спорте растет. В этот раз на соревнования во всесезонном курорте "Игора" собрались рекордные 140 сотрудников компаний — 16 команд. Каждая из них имеет опыт командной работы — ведь они вместе трудятся в своих компаниях, а значит, имеют опыт совместного достижения целей. И сегодня они готовы поделиться своим мнением о том, что повышает эффективность общего дела и как неформальные, спортивные мероприятия помогают в достижении целей компании.

Константин Лях, генеральный директор всесезонного курорта "Игора":

Здоровый бизнес — это бизнес, где в равной мере исполняются обязательства как перед акционерами, так и перед персоналом, а также перед клиентами. В здоровой бизнес–структуре все сбалансировано — при выполнении бизнес–показателей по прибыли не забываются интересы сотрудников и ответственность перед гостем за качество оказываемых услуг.
Если мы соблюдаем баланс, то эффективность повышается автоматически — хорошее качество оказываемых услуг вкупе с мотивированной командой повышает доверие потребителей к бренду, увеличивает конкурентоспособность компании на рынке, повышает приток клиентов, и все это в конечном счете ведет к росту прибыльности компании и улучшению ее репутации. А хорошие бизнес–показатели плюс репутация повышают, в свою очередь, интерес инвесторов к проектам компании.
Основа любого бизнеса — это команда. Важным для формирования команды является разделение сотрудниками ценностей и философии компании, понимание стратегии ее развития. Поэтому мы активно выстраиваем систему вертикальной коммуникации между руководством и сотрудниками, чтобы каждый сотрудник понимал свою роль в компании и был высоко мотивирован. Мы рассказываем об успехах нашей компании, с тем чтобы работники чувствовали свой вклад в общий результат и испытывали гордость. Кроме того, мы постоянно развиваем внутрикорпоративную культуру, широко используем форму тимбилдингов, мастер–классов — спортивных, творческих, организуем праздники для сотрудников, проводим тренинги и семинары по повышению квалификации. Если каждый сотрудник не только разделяет ценности компании, но и настроен на командную работу и эффективное внутрикомандное взаимодействие, тогда в целом эффективность работы компании будет расти.

Иннокентий Проваторов, директор по продажам ООО "СЗКО":

Для нашей компании здоровый бизнес — понятие комплексное. Это прежде всего сильная, дружная команда, в которой каждый имеет возможность реализовать себя, повысить свои профессиональные навыки и научиться чему–то у коллег. Это и открытые, доброжелательные отношения с партнерами, и любовь к тому делу, которым ты занимаешься, к продукту, который продаешь. Большинство сотрудников нашей компании сознательно выбрали для себя работу с книгами, ведь книги — это намного больше, чем просто товар на продажу. В них вся наша жизнь, ведь из огромного многообразия книг мы выбираем для себя то, что отражает наш внутренний мир и настроение. Сейчас наиболее растущий сегмент на книжном рынке — это как раз книги о здоровье, красоте и здоровом образе жизни. И мероприятие "Делового Петербурга" оказалось очень своевременным для топ–менеджеров нашей компании, мы увидели сильные команды, которые представляли успешные компании.
Здоровый бизнес подразумевает вовлеченность сотрудников, эмоциональную привязанность к компании. Сотрудники работают с удовольствием, стремятся к достижению общих целей, к росту вместе с компанией. А здоровье каждого сотрудника — неотъемлемая часть успеха всей компании, ее важный и значимый ресурс. Как чувствует себя твой коллега, какое у него настроение с утра, с чем он приходит на работу и потом весь день встречается с партнерами, коллегами, клиентами? Здоровый человек заряжает окружающих своей энергией и позитивом, что в конечном итоге приводит к успешным продажам и лояльности партнеров. Очень важен в данном случае и пример руководителя, ему некогда болеть, его здоровый образ жизни, активность, позитивный настрой и харизма заряжают сотрудников и окружение.
Ключевой фактор эффективности — понимание общих целей и задач. Мы идем в одном направлении, поддерживаем друг друга, обеспечиваем слаженность действий всех подразделений в достижении конкретных целей. Именно это позволяет нам называть себя командой. Самое главное — доверять своей команде, верить в людей.

Дарья Осиновская, директор дивизиона "Северо-Запад" торговой сети "Перекресток":

Для здорового бизнеса самое важное — это динамичность бизнеса, его клиентоориентированность и — как следствие — положительный отклик покупателей на профессионализм команды. Ведь именно активный рост, увеличение масштабов деятельности и постоянное развитие компании дают возможность для реализации потенциала каждого профессионала в команде. При такой модели бизнеса всегда есть возможность проявить себя в реальном деле и достичь результата. Но просто хороший результат нас не устраивает — эффективность нашего бизнеса напрямую зависит от наших клиентов, поэтому мы ценим в наших сотрудниках вовлеченность, чтобы они стремились сделать для наших клиентов больше, чем те ожидают.
Наш бизнес очень энергичный, поэтому инициативность, готовность принимать решения и брать на себя ответственность, способность работать на высокой скорости — качества, которые мы ценим в сотрудниках. Конечно, компания поощряет самостоятельность, индивидуальность, но считает не менее важным умение работать в команде. Наша стратегия основана на доверии и долгосрочных отношениях: мы изначально стараемся подбирать в команду таких людей, которые ее усилят, давать сотрудникам определенную степень свободы, чтобы они могли самостоятельно выбирать инструменты решения рабочих задач, но при этом менеджмент стремится регулярно давать обратную связь — хвалить за хорошую работу, обозначать зоны роста и давать рекомендации по развитию.

Сергей Алексеев, генеральный директор охранной фирмы "ТИТАН":

Здоровый бизнес — это прежде всего ответственный бизнес, который держится на трех китах. Первый — ответственность перед клиентами. Миссией охранной фирмы является обеспечение безопасности бизнеса клиентов, чтобы они могли сосредоточиться на решении своих тактических и стратегических задач. Второй — ответственность руководства за своих сотрудников, в том числе за их физическое и социальное развитие. Третий — здоровая конкуренция, поскольку именно она способствует развитию бизнеса.
Поэтому первое, что помогает в повышении эффективности работы компании, — это клиентоориентированность, способность здраво взвесить и удовлетворить пожелания клиента. Во–вторых, успех любого бизнеса — это его сотрудники. Когда они видят, что бизнес фирмы здоровый, то это дает им дополнительные силы в решении задач любой сложности. И третье — это уважение конкурентов. По возможности нужно учиться у них, искренне радоваться чужому успеху, а также анализировать сильные и слабые стороны.
Командный дух в сфере обеспечения безопасности играет важную роль. Коллектив всегда должен быть собран и сконцентрирован. Для нас это как единый часовой механизм, где все действия должны быть отлажены со швейцарской точностью, поскольку в некоторых ситуациях, таких как пресечение противоправных действий со стороны злоумышленников, счет идет на секунды и от здорового командного духа зависит безопасность граждан. И, конечно же, у команды должна быть установка на общий успех. Каждому сотруднику мы даем возможность проявить себя, развить свои сильные стороны, помогаем подавить слабые. Но, как бы банально ни звучало, в нашем случае главным методом формирования команды является дисциплина, во многом приближенная к силовым структурам.

Венера Хадеева, заместитель гендиректора, директор по персоналу группы "ЦДС":

Здоровым можно назвать бизнес, если внутренние ценности компании соотносятся с внутренними ценностями всех сотрудников коллектива, и это находит отражение в том продукте, который мы предлагаем клиентам. Именно в таком сочетании мы видим успех и эффективность.
За последние несколько лет мы коренным образом изменили подход к строительству жилья, сохранив основную идею: комфортные квартиры по доступной цене. В новых комплексах мы стремимся создавать атмосферу, которая дает возможность и для активного отдыха, и для спокойной релаксации. Поэтому мы тщательно прорабатываем места для отдыха и занятий спортом во дворах — устанавливаем уличные тренажеры, обустраиваем экоплощадки из натурального дерева для детей разного возраста, организуем теневые навесы. Чтобы создавать подобный продукт, необходимо поддерживать здоровый дух внутри коллектива. Этому способствуют корпоративные мероприятия — как приуроченные к какому–нибудь событию, например к Дню строителя, так и постоянные занятия спортом — в ЦДС есть футбольная команда из сотрудников, которую тренирует профессиональный тренер.
Но хорошей физической формы недостаточно для эффективной работы — необходимо постоянное интеллектуальное развитие, повышение квалификации. Управленческие тренинги, которые проходят регулярно для каждой линейки руководителей, не только учат нас, как правильно решать управленческие задачи, но укрепляют кросс–функциональные связи между подразделениями. Почему важны мероприятия, казалось бы, напрямую не связанные с работой? По данным исследований психологов, в спорте, в игре, в состязаниях мы подсознательно ведем себя так же, как и на работе, и наоборот. В ходе игры, когда формальные отношения переходят в неформальную сферу, сотрудникам проще договариваться между собой, так как стираются границы в организационной иерархии компании. И этот опыт потом позитивно отражается на бизнес–процессах. Благодаря таким мероприятиям мы наблюдаем, что кросс–функциональная коммуникация в нашей компании за последние несколько лет значительно усилилась. Сейчас сотрудники разных департаментов находятся в одном информационном поле, лучше понимают цели и задачи компании, что позволяет нам получать прогрессивные результаты.

Ирина Зеренкова, коммерческий директор EKE Group:

На наш взгляд, здоровый бизнес — это четкое и высококвалифицированное выполнение всеми сотрудниками компании своих профессиональных задач и целей, а также ответственность за общий результат, который показывает компания относительно своих покупателей / заказчиков и позиции вашего бизнеса на рынке.
Результат в любом деле напрямую зависит от людей, а их физическое и эмоциональное состояние влияет на качество выполнения профессиональных обязанностей. Если сотрудник себя отлично чувствует, в коллективе царит высокий командный дух, то и работа будет выполняться на все 110%. Совместные выезды в нерабочее время, общие увлечения спортом стирают границы между структурными подразделениями компании, что позитивно влияет на время принятия решений по тем или иным вопросам внутри вашего бизнеса. Как показывает практика, специалисты из разных отделов, поддерживающие общение между собой не только на работе, но и за ее пределами (игры в футбол, пляжный волейбол, керлинг и т. п.), быстрее находят выход из сложных ситуаций, а также минимально обременяют друг друга бюрократическими согласованиями и лишней перепиской. Да и не редкость, когда решение самых сложных вопросов коллеги находили именно в нерабочей обстановке. Общие занятия спортом внутри коллектива могут не только поднять командный дух, но и подчеркнуть высокую социальную ответственность компании, а также сделать ее более привлекательной для новых специалистов. На примере нашей компании: спорт помог новым сотрудникам быстрее влиться в коллектив и познакомить новичков с командой. Зачастую работа в офисе ограничивается лишь общением по телефону или электронной почте, и кто–то даже не знает, как выглядит Александр из строительного подразделения, а если ты с этим Александром не раз играл в волейбол, то обязательно его запомнишь, да и общение с ним на работе будет менее формальным.

Татьяна Егорова, директор по маркетингу ROYAL THAI:

Наша деятельность позволяет расширить понятие здорового бизнеса: ведь работа компании напрямую нацелена на улучшение здоровья наших клиентов. При этом компания интенсивно развивается как географически, так и в кадровом составе, естественно увеличивая свои финансовые показатели, что тоже является индикатором здорового, эффективного бизнеса в целом.
Командный дух очень важен для создания особой атмосферы, которая позволяет стремительно развиваться и своевременно реагировать на меняющуюся конкурентную среду. Каждый из нас старается быть лучше с точки зрения профессионализма и сервиса, а значит, и сама компания меняется к лучшему. Еще хотелось бы отметить, что единство нашей команды и общий командный дух создаются за счет ориентира на нашего лидера, хедлайнера и директора в одном лице, который любит свое дело, стремится его развивать, осваивать новые направления и новые рынки услуг. Главная составляющая, объединяющая все подразделения компании в команду, — это доверие. Доверие директора при принятии решений сотрудниками в рамках своих ключевых компетенций, доверие, которое помогает не просто принимать решения, но и нести ответственность, что повышает внутреннюю значимость каждого сотрудника, от управляющего салоном до оператора call–центра.

Кирилл Гиренков, генеральный директор компании "Цеспа":

Мы считаем, что здоровый бизнес — это в первую очередь здоровые отношения между всеми членами команды, а также между партнерами и конкурентами. Мы не ведем ни с кем грязную игру — для нас важно сохранять чистоту деловых отношений со всеми. Может быть, именно такое отношение к делу повышает эффективность работы компаний и позволяет команде профессионалов справляться с поставленными им задачами. Каждый сотрудник нашей компании чувствует себя важной частью одного большого дела. Эффективность работы нашей команды проверена уже годами. Но командный дух, безусловно, надо поддерживать. Поэтому мы проводим корпоративные мероприятия, постоянно участвуем в различных интеллектуальных и спортивных соревнованиях, ведем вместе активный образ жизни и благодаря этому каждый раз узнаем друг о друге что–то новое и интересное. Каждый член команды раскрывается по–новому для каждого из нас в неформальной обстановке.
Важно то, что на наших мероприятиях присутствуют и наши партнеры по бизнесу, которые видят нашу сплоченную работу и поддерживают наше стремление к здоровому бизнесу.

Александр Еремин, руководитель сети магазинов оптики "Рады видеть":

В широком смысле под здоровым бизнесом можно понимать компанию, занимающую определенную нишу, имеющую свою собственную модель развития и показывающую запланированный рост. В более узком смысле можно рассмотреть коллектив, занимающийся спортом и ведущий активный образ жизни. Как известно, в здоровом теле — здоровый дух. Энергичные сотрудники способны достигать высоких результатов и поставленных перед ними задач. В бизнесе и в спорте можно провести большое количество параллелей: это конкуренция и борьба, взлеты и падения, достижение целей и стремление к результату. Как и во всех командных видах спорта, в бизнесе очень важно единство команды. Именно сплоченность коллектива зачастую помогает аутсайдерам соревнований побеждать у фаворитов, а в бизнесе — выиграть конкуренцию у других компаний. Единство, а также работа в команде являются одними из самых важных факторов на пути к достижению цели. При формировании нашей команды мы используем различные методы. Наш подход сфокусирован на улучшении межличностных отношений внутри коллектива и основан на том, что межличностные связи увеличивают эффективность деятельности всей компании.

Владимир Гринберг, генеральный директор и соучредитель Рекламное агентство "Золотое сечение":

Здоровье бизнеса — как и здоровье любого организма — обязательное условие для успешного существования и развития. Очень важно всегда держать руку на пульсе и не запускать здоровье компании. Как и со здоровьем человека, для укрепления здоровья бизнеса необходимы тренировки. Спорт и бизнес имеют много общего. Мне нравится сравнивать бизнес с серфингом. Чтобы хорошо плавать на серфе, нужно учиться (у тренера, по книгам, по видеороликам и т. д.). Чтобы выйти туда, где не бьет прибой, надо грести. Грести изо всех сил. Отдавая последние запасы энергии, грести во что бы то ни стало, или тебя накроет волной и разобьет о риф. А там далеко точно есть лайн–ап, где будет немного легче, где можно ловить кайф от серфа, но нельзя расслабляться ни на минуту, иначе накроет очередная волна.
Волны у берега, где прибой, — это как проблемы, с которыми сталкиваешься на старте бизнеса: финансы (кассовые разрывы), личная жизнь (отношения с родными, друзьями, нереализованные мечты и т. д.), здоровье, конкуренты, госорганы, клиенты, сотрудники — это все тянет обратно на берег. Надо научиться ловить момент, когда они немного стихают, и в этот момент выкладываться по полной, чтобы доплыть до лайн–апа. Волны дальше не сильно отличаются от тех, что у берега, только они менее бьют тебя — и ты можешь на них ловить кайф.
Нужно грести всегда. Никогда не будет такого момента, что можно полностью расслабиться. Небольшие волны тебя постепенно вынесут на берег, большие — выкинут тебя изрядно потрепанным, а в шторм ты можешь вообще не добраться до берега.
Нужно думать, как гребешь, и смотреть, куда грести. Конечно, если просто грести, не глядя, то тоже куда–то уплывешь. Вопрос в том, сколько ты потратишь на это сил и куда именно приплывешь.

Наталья Загорская, генеральный директор ЛКХП Кирова:

В современных реалиях российского бизнеса на первый план выходит не бездумное извлечение прибыли, а построение и постоянное совершенствование сбалансированной системы, которая базируется на трех китах: люди, отношения, культура, что является залогом построения здорового бизнеса. ОАО "ЛКХП Кирова" — флагман мукомольной и комбикормовой отрасли и экспортер муки №1 в стране. Залогом успеха ЛКХП Кирова сегодня является неукоснительное соблюдение принципов здорового бизнеса. Главной ценностью и движущей силой компании являются люди. Именно они создают основу для того, чтобы каждый из нас имел возможность покупать свежие продукты.
Каждый сотрудник нашего предприятия четко понимает, насколько значим его труд. Сегодня я горжусь коллективом. Нам удалось сформировать команду профессионалов и просто хороших людей, которые умеют не только брать, но и отдавать. Примером того служит наш проект, который вызывает у меня особую гордость. Речь идет о тимуровском движении. На протяжении последних 2 лет силами предприятия и сотрудников мы оказываем всестороннюю помощь ветеранам и пенсионерам, поддерживаем детские учреждения. И помогаем не только материально, но и своими руками. Наши сотрудники делают ремонт, моют окна, да и просто покупают продукты пенсионерам, которые на старости лет оказались никому не нужны.
Как показала практика, такая помощь даже более важна, чем просто перечисление денежных средств. ЛКХП Кирова — постоянный участник различных общегородских акций. Всесторонняя работа с коллективом позволила нам сформировать культуру высокой ответственности бизнеса и людей. Благодаря этому сегодня я могу быть уверена в каждой тонне готовой продукции, которая покидает территорию комбината.
Сегодня здоровый бизнес невозможен без здоровых отношений, что включает в себя формирование репутации предприятия как ответственного партнера, высокую рыночную устойчивость, высокую информационную прозрачность и социальную ответственность бизнеса.