Колумнист "ДП" Дмитрий Новокшонов о том, как назначение Алексея Кудрина главой Счетной палаты поправило дела Европейского университета

 

Происходившие на неделе события иллюстрируют народную мудрость: "Паны дерутся, а у холопов чубы трясутся". Они же выпукло и впукло подтверждают, что Россия — страна монархическая, в которой все зависит от предпочтений вышестоящего в полномочиях лица. Вот красивый тому пример.
С 1994 года в Санкт–Петербурге действовал вуз экономистов, политологов, антропологов, социологов, искусствоведов, филологов и историков под названием Европейский университет (ЕУ). Его попечителем является бывший до 2011 года министром финансов РФ Алексей Кудрин. После отставки, как казалось со стороны, Кудрин все более и более отдалялся от первого лица в государстве — президента Владимира Путина.
В 2016 году ЕУ был лишен "лицензии на осуществление образовательной деятельности" и с 2017–го превратился в НИИ (научно–исследовательский институт). Ученые писали письма Путину, по их словам, тот писал на них резолюцию: "Поддержите". Но "кто–то" продолжал "давить на вуз".
У начальника Счетной палаты РФ (СП) полномочия таковы, что он может надавить на любое ведомство, прислав туда отряд особого рода счетоводов с проверкой. В мае 2018 года Путин назначил попечителя европейцев Кудрина главой СП. 1 августа 2018 года ректор ЕУ Николай Вахтин объявил, что до 1 ноября он с коллегами вновь наберет магистрантов и аспирантов на обучение. Всем очевидно, что успех на ниве образования связан с карьерным возвышением попечителя.
Очевидно также в этой истории воскрешение в свежем виде одряхлевшего тоталитарного явления, о котором в СССР была поговорка: "Блат сильнее Совнаркома". Появление этого явления связывают с грамотой (от нем. blatt — "лист"), которая выдавалась от имени Екатерины II немецким переселенцам в Россию.
Любопытно также, что немецкое blatt есть переосмысление имени соправителя Аттилы — Буды–Бледы, в честь которого назван город Будапешт. В английском языке его имя переосмыслили в blood ("кровь") и blade ("клинок"), а в русском — в "блуд" и еще одно распространенное, но запрещенное к написанию в СМИ, как еще недавно ЕУ, слово.