Сергей Шелин Все статьи автора
20 июля 2018, 12:15 13792

Семь странностей. Что не так в подготовке пенсионной реформы

Фото: Сергей Коньков Купить фото

Повышение пенсионного возраста — самая грандиозная социальная акция за два последних десятилетия.

Казалось бы, идя на такое дело, руководящий класс должен убедиться в его неотложности, продумать детали и смягчить для народа тяготы реформы. Однако ее продвижение демонстрирует лишь бездумное упрямство при одновременном упадке качества госменеджмента.

Акция против пенсионной реформы в Петербурге завершилась в автозаках

Акция против пенсионной реформы в Петербурге завершилась в автозаках

4195
Виталий Алексеев

Первое. Безотлагательных причин повышать этот возраст нет. Госдоходы выше госрасходов. На пенсии идет 8% ВВП, что ничем не выделяет Россию из стран среднего достатка. По сведениям бюджетно–налогового комитета Госдумы, в 2020–м федеральный трансферт Пенсионному фонду составит (без реформы) 3,4 трлн рублей против 3,3 трлн сейчас. Причем федеральная субсидия идет не только на пенсии, но и на соцвыплаты, на маткапитал и прочие мероприятия ПФР. Именно на пенсии, причем не только на страховые по старости, но и прочие, по отчету ПФР, в 2017–м было затрачено 2,7 трлн из этой субсидии. Это не сверхмного. Готовиться к реформе можно было без всякой спешки еще годы.

Второе. Внедрить новые пенсионные правила задумали, видимо, еще несколько лет назад и наперед решили их протащить сразу после марта 2018–го. Вот госмашина и покатила, не оглядываясь на то, что момент оказался неподходящим.

Третье. Схема реформы, авторство которой согласились взять на себя сислибы из ЦБ и Минфина, мало похожа на их проекты. Хотя ее шельмуют как либеральную, она делается вовсе не ради урезки гострат, что действительно было бы актом экономического либерализма, а только для переброски денег с "пенсионного" направления на другие казенные нужды — вероятно, силовые. Следы исходного плана просматриваются в одновременном проведении пенсионного закона и закона о росте НДС. Увеличение НДС задумывалось в одном пакете с резким сокращением страховых взносов. В этом была логика, пусть и ошибочная. Сейчас логики нет вовсе.

Четвертое. Новые правила предлагаются людям, пережившим с 1990–х годов добрых пять "пенсионных реформ" и несколько открытых и скрытых конфискаций. И вот опять. За расплывчатыми обещаниями начальства стоит непонимание того, что личный опыт адресатов научил их не верить ни одному чиновничьему слову. Воображать, что люди начнут подталкивать своих нанимателей платить взносы, — чистейшая фантазия.

Пятое. Эта фантазия неслучайна. Ведь реформу продавливают госчиновники, на которых она не распространяется. Лицемерие сановных хвалителей того, с чем сами они в жизни не столкнутся, создает ту атмосферу фальши, которая сейчас царит.

Шестое. Реформа сигналит о собственной несправедливости, углубляя сословное разделение общества. Миллионы людей в форме и в гражданском по–прежнему будут получать не только более высокие, но часто и более ранние пенсии. Слова о том, будто старость теперь наступает на десяток лет позже, так же применимы к военным, как и ко всем прочим. Но дальше намеков, что неплохо бы увеличить и выслугу, пока никто не идет. Может оказаться, что сорокалетние пенсионеры будут соседствовать с 63–65–летними.

Считаем правительственные деньги. Есть ли необходимость повышать пенсионный возраст и НДС

Считаем правительственные деньги. Есть ли необходимость повышать пенсионный возраст и НДС

21494
Алексей Михайлов

Наконец, седьмое. Неожиданно для властей не сбылись надежды ни на безропотность масс, ни на их увлеченность футболом. Обрушение рейтингов до докрымских уровней оказалось сюрпризом. Впрочем, власти, кажется, смирились с этим и настроились жить с народом без любви. Но процесс только стартует. Новое отношение верхов к низам создаст и новую атмосферу во внутренней политике.

Новости партнеров
Реклама