Молодые бизнесмены перестали делать "как все" и воплощают оригинальные идеи с минимальными инвестициями

 

Молодые предприниматели стали чаще искать свой собственный путь. Они видят возможности для создания нового бизнеса там, где представители предыдущих поколений видели пустяки. К такому выводу мы пришли, проанализировав заявки на участие в программе "Бизнес — для меня!", которая проходит в Петербурге восьмой год подряд. На первом этапе программы участники изучают основы финансовой грамотности, бизнес–планирования и антикризисного менеджмента, учатся привлекать инвесторов и вести деловые переговоры. Победители конкурса бизнес–проектов получают индивидуальное сопровождение, в том числе ментора из числа опытных бизнесменов, который дальше ведет своего подопечного.
В последние годы мы принимаем тысячи заявок от молодых предпринимателей, 60 из которых выходят в финал. Раньше стартаперы собирались открывать кафе, хостелы, заниматься консалтингом и дизайном, то есть выходили на очень плотный рынок, делали "как все". Молодежи кажется, что если Вася успешно продает фалафель, то нужно открыть свою фалафельную рядом и ждать золотого дождя.
Сейчас ситуация поменялась: эксперты с удовольствием отмечают увеличение количества оригинальных бизнес–идей, ориентированных на потребности современного большого города. Например, трое молодых ребят предлагают проводить профориентационные квесты для детей. Все, что связано с дополнительным офлайн–образованием, очень востребовано. Похожую идею развивают ребята из проекта "Криптокотики". Идея стартапа подразумевает обучение детей и подростков программированию, робототехнике и дизайну в необычном формате уже действующей IT–компании.
С другой стороны, становится больше проектов в таких приземленных сферах, как ЖКХ. Коммунальное хозяйство тоже меняется: в нем все чаще находится место современным технологиям, и молодежь это понимает. Даже такая навязшая в зубах проблема, как "сосули", привлекает внимание инноваторов. Так, одна из команд на нынешнем конкурсе предлагает решить именно ее.
Что особенно интересно, у начинающих бизнесменов поменялось отношение к самим структурам поддержки предпринимательства. Если раньше практически все соискатели просили на реализацию своих проектов денег, причем немалых, то теперь идей с большими запросами по инвестициям практически нет. Молодые люди все больше ориентируются на тот стартовый капитал, который могут собрать или привлечь сами, а запрашивают консультации, маркетинговые исследования и тому подобное. Может быть, и опытным предпринимателям есть чему у них поучиться.
Марина Седова–Бахенская, координатор проекта "Бизнес — для меня!", руководитель образовательного центра "Успех"