Подрядчик Крестов-2 требует расторгнуть контракт и взыскать неустойку в 13,5 млрд рублей

Генеральная строительная корпорация миллиардера Виктора Кудрина подала иск к управлению ФСИН России по Петербургу и Ленобласти о взыскании 13,56 млрд рублей задолженности за строительство следственного изолятора Кресты-2 в Колпино. Ранее суды установили, что в задержке сдачи объекта виновато само тюремное ведомство. Компания заявила, что не могло предполагать столь существенных изменений условий контракта, не видит возможности для завершения работ и требует неустойку.

На прошлой неделе Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял к рассмотрению иск АО "Генеральная строительная корпорация" к УФСИН по Петербургу и Ленобласти о взыскании 13,558 млрд рублей. В определении о принятии иска его суть сформулирована как "о взыскании пеней". Предварительное заседание по делу назначено на 12 июля 2018 года. В УФСИН пока не прокомментировали этот иск.
"Мы два года стремились к решению проблемных вопросов с УФСИН России путем переговоров, — заявил "ДП" генеральный директор "ГСК" Игорь Ткаченко. — Но с марта 2017 года позиция руководства ведомства стала абсолютно деструктивной и перешла от взаимодействия к откровенным угрозам и шантажу, основанным на введении в заблуждение правоохранительных органов с целью принуждения ГСК к выполнению работ, которые не предусмотрены контрактом — без оформления допсоглашений и выделения дополнительного финансирования. При этом каких-либо действий, которые возложены на заказчика-застройщика действующим законодательством и контрактом, руководство УФСИН не предпринимало. Все это делает невозможным ни продолжение строительства, ни ввод объекта в эксплуатацию".
Между сторонами спора был заключен единственный контракт — от июня 2007 года на строительство нового следственного изолятора Кресты-2 в Колпино на 4 тыс. заключенных стоимостью 12,3 млрд рублей. Срок сдачи объекта неоднократно продлевался дополнительными соглашениями, выросла и сумма контракта (с изначальных 11 млрд рублей). Но и последний дедлайн — 1 июля 2016 года — был сорван: объект был достроен лишь в ноябре 2017 года, а некоторые его элементы не сданы заказчику по сей день.

200 ошибок

Как рассказал "ДП" генеральный директор "ГСК" Игорь Ткаченко, на сегодня компания подала несколько исков к УФСИН: о взыскании задолженности за выполненные работы, неустойки, а также снижении размера обеспечения. "Все инициированные нами иски являются вынужденной мерой в сложившейся ситуации, — сказал он. — В условия контракта входило предоставление заказчиком всей документации по проекту. Готовил эти документы Специальный проектно-изыскательский институт (СПИИ), контракт с которым был завершен и оплачен заказчиком. Но полный комплект документации так и не был предоставлен нам до сего дня. Проектно-сметная документация передавалась обрывочно, частями на протяжении всего срока работ. С 2009 по 2018 годы заказчик многократно вносил изменения в проект, в одностороннем порядке менял сроки, объем и стоимость работ".
По словам топ-менеджера, изначально в контракт входило возведение 30 зданий за 11,97 млрд рублей. Но в документации, переданной на 24 апреля 2018 года значится уже 53 здания и сооружения: три были исключены из проекта, зато добавлены 26. В документации выявлено более 200 ошибок, большая часть из которых не  тоустранена до сих пор. Среди наиболее вопиющих ошибок — несоответствие заселенного уже объекта нормам пожарной безопасности и санитарным нормам, неполное функционирование систем вентиляции и отопления и т.д.
Со своей стороны ГСК, по словам ее директора, аккуратно выполняло все условия подписанного контракта, обеспечив снижение стоимости его почти на 16%. Однако УФСИН своими многочисленными изменениями и поправками повысил даже первоначальную стоимость контракта на 14%.
"Заказчик недофинансировал контракт почти на 46 млн рублей. В декабре мы приостановили работы до решения заказчиком вопроса о дальнейшем финансировании работ и передаче полного комплекта документации. Заключая контракт, мы не могли предвидеть столь существенного изменения его условий, в связи с чем вынуждено пообратиться в суд с иском о расторжении контракта и взыскании неустойки, расчитанной согласно условий контракта, отражающей масштаб и длительность нарушений, дущенных УФСИН".
По мнению Игоря Ткаченко, УФСИН в декабре 2017 года незаконно перевел 2 тыс. подследственных и более 1,2 тыс. сотрудников в несданный объект, который не введен в эксплуатацию Ростехнадзором.

Суд подтвердил

Ранее ГСК, по сути, выиграла суд по иску УФСИН о взыскании неустойки в 1,957 млрд рублей за задержку сдачи объекта: суд первой инстанции, хотя и удовлетворил этот иск, снизил размер неустойки почти на 98% — до 20 млн рублей. Суд учел, что в срыве сроков есть и доля вины заказчика. Дело в том, что в марте 2016 года ГСК уведомила его о приостановке работ в связи с непередачей дополнительной документации по пожарному депо, медицинской части и режимному корпусу №1 на 1792 человека. Работы были возобновлены лишь в сентябре 2017 года, после того как подрядчик получил документы. А раз в договоре было прописано, что заказчик обязуется передать подрядчику рабочий проект СИЗО до начала работ, значит, соответствующий пункт был заказчиком нарушен.
УФСИН обжаловало решение суда в апелляции, и в феврале 2018 года 13-й Арбитражный апелляционный суд изменил его. Но тоже в пользу компании: сумма неустойки была снижена еще более чем в 2 раза, до 8 млн рублей.
Стройка Крестов-2 сопровождается не только арбитражными спорами: изолятор оказался и в эпицентре целого ряда уголовных дел. И некоторые из его бывших строителей провели в нем не одну ночь, прежде чем им заменили содержание под стражей на домашний арест.
Одним из первых арестантов стал сам владелец ГСК миллиардер Виктор Кудрин (№280 в рейтинге самых богатых бизнесменов Петербурга по версии "ДП" с состоянием 1,3 млрд рублей), который был задержан в 2016 году по подозрению в растрате 56 млн рублей из суммы госконтракта. В мае 2017 года он был переведен под домашний арест, так как пошел на сделку со следствием. А в марте 2018 года суд снова изменил ему меру пресечения, отпустив его под залог 3 млн рублей.
А 29 мая из Крестов-2 переехал в свою квартиру под домашний арест другой фигурант уголовного дела — руководитель ООО "Петроинвест" (субподрядчика стройки) Руслан Хамхоков, который пошел на сделку со следствием и признался в даче взятки бывшему замдиректора ФСИН Николаю Баринову в размере 110 млн рублей. Сам Баринов остается в Крестах-2 и вину не признает