Бизнес как философия качества жизни

  

Илан Остроброд, владелец магазина «Кошер Гурмэ»:

В марте этого года на Лермонтовском проспекте Санкт-Петербурга заработал «Кошер Гурмэ». Это второй магазин сети супермаркетов кошерных продуктов и первый в своем роде в Северной столице. В Москве проект был запущен в 2015 году и оказался настолько успешным, что открытие еще одного супермаркета, на этот раз на берегах Невы, стало скорее вопросом времени, чем маркетинговых исследований. Ниша кошерных продуктов в России практически не занята, если не считать нескольких ресторанов, сервисов доставки и продуктовых лавок при синагогах.
На самом деле открыть первый кошерный супермаркет в Санкт-Петербурге мы хотели еще зимой 2017 года и с начала весны начали активно искать место для магазина. Вторая столица стояла в планах по расширению сети с момента ее основания. Здесь большая и активная еврейская община, есть спрос на продукты, соответствующие требованиям свода правил питания в иудаизме, кашрута, но к услугам соблюдающих кошер только три ресторана и один магазин при синагоге.
Продвижению нашего проекта в Санкт-Петербурге мешало одно обстоятельство – мы испытывали трудности с поиском помещения. Магазин кошерных продуктов не обычный супермаркет. Например, мы не работаем в еврейские праздники, а также в пятницу и субботу во время шаббата. Большие товарные площади не нужны, но и маленькие не подходят. Нам требовалось помещение от 200 до 400 м2. Когда весной прошлого года в одной из публикаций на dp.ru мы рассказали о наших проблемах, нам тут же начали поступать предложения.
Помещение мы нашли на той же улице, на которой расположена Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга, а вместе с ним обрели и полную поддержку нашего арендодателя. Например, когда петербургские подрядчики начали затягивать с ремонтными работами, владелец пошел навстречу и позволил без дополнительных затрат продлить срок ремонта. От услуг этого подрядчика по ремонту пришлось отказаться.
Завершали работы те же строители, которые сотрудничали с нами в Москве при открытии первого столичного магазина. В итоге стоимость ремонта приравнялась к московской, и это был первый «сюрприз», который преподнесла нам вторая столица. Кстати, с компанией из Петербурга нам еще предстоит закрыть некоторые финансовые вопросы, но эта неприятность нас не остановила. Главное – супермаркет сети «Кошер Гурмэ» в Северной столице успел открыться к Песаху – одному из главных праздников для всех евреев. Мы понимали, насколько важно для семей, почитающих этот день, найти все необходимое к праздничной трапезе – седеру.

От Москвы до Санкт-Петербурга

Ассортимент петербургского супермаркета практически ничем не отличается от московского. Это исключительно продукты, разрешенные к употреблению еврейскими законами. У нас можно купить все, от мацы до пива, от хумуса до кофе. Любой товар соответствует жестким требованиям производства, хранения, доставки и имеет сертификат кашрута. Например производство мясных продуктов контролируется уже с момента забоя скота. И, конечно, на наших прилавках никогда не будет ничего запрещенного, скажем свинины или креветок. Это исключено. А потому и работаем мы с проверенными поставщиками, 70% которых – из Израиля.
В целом до 90% наименований мы получаем из-за границы. Раньше значительную часть молочной продукции, сыра и мяса поставляли компании из Франции и Италии. Но после введения санкций пришлось искать новых производителей, в том числе и отечественных. И если в Европе производство кошерных продуктов развито давно, в России выбор невелик. В реестре департамента кашрута при Главном раввинате России есть несколько десятков компаний, которые прошли сертификацию в соответствии с кашрутом. Среди них, например, производители водки и пива, мяса, консервов и чая. Кстати, прежде чем новый продукт попадает на полки нашего супермаркета, мы вместе с представителями департамента кашрута лично посещаем производство, чтобы удостовериться, что никаких нарушений нет. Некоторые производители сами предлагают пройти сертификацию и получить возможность ставить отметку «кошер» на упаковке, несмотря на то что для этого им нередко приходится нести дополнительные затраты.
Единственное, что отличает петербургский супермаркет от московского на сегодняшний день, – тут пока нет собственной кулинарии. В Москве продукты для нее поставляет компания «Пинхас». Она уже несколько лет обеспечивает кошерной едой и полуфабрикатами московскую еврейскую общину, владеет сетью ресторанов и, мало того, поставляет кошерное бортовое питание для авиакомпании «Аэрофлот». В наших планах открыть в Санкт-Петербурге такую кулинарию. Переговоры с «Пинхас» мы уже ведем.

Минус в плюс

Несмотря на санкции, опыт работы кошерного супермаркета в Москве оказался успешным, хотя инвестиции окупались медленнее, чем изначально планировалось. К тому же именно в 2015 году стремительно падал рубль и наши импортные товары росли в цене буквально по дороге к прилавку. Дороже обходится и содержание столичного магазина. В Санкт-Петербурге ситуация немного иная. Здесь окупить инвестиции – это около 28 млн рублей – мы планируем в течение года. Затраты на ведение бизнеса в сравнении с Москвой не столь велики. Например, тут за аренду мы платим в 3 раза меньше. Кроме того, среди поставщиков «Кошер Гурмэ» много петербургских компаний, а значит, цена доставки снижается.
Еще на этапе подготовки к открытию магазина в Санкт-Петербурге мы получали массу звонков и сообщений в соцсетях от наших будущих клиентов. Прошел месяц, и мы уже можем констатировать: поток покупателей большой, при этом чек на покупку тут выше, чем в московском супермаркете, когда он только заработал. Хотя, когда разрабатывался коммерческий план нового магазина, мы знали: Северная столица – город с более размеренным темпом, жизнь здесь не такая насыщенная событиями, как в Москве. Но в этом есть и свое очарование. Петербуржцы – люди интересующиеся и активные. Мы верим: им будет интересно исследовать еврейскую кухню и еврейские традиции. А когда между нами и нашими покупателями возникнут связи, они будут крепкими и долгими.

Цена, качество и немного философии

Конечно, кошерные продукты дороже обычных. Разница в цене варьируется от 10 до 60%. Импортные товары по определению не могут быть дешевыми. Но покупатель понимает, что платит за гарантию качества, а это прежде всего услуги департамента кашрута, который отвечает за соблюдение всех требований. Но в нашем супермаркете мы на регулярной основе проводим различные акции, а для постоянных покупателей у нас действует гибкая система скидок.
Кроме того, мы тесно сотрудничаем с самой еврейской общиной. В Петербурге, например, мы наладили контакты с Большой хоральной синагогой. Так, 22 апреля на ее территории прошел День еврейской книги, в котором приняли участие известные писатели и журналисты, а генеральным спонсором выступил «Кошер Гурмэ».
Наша сеть развивается. Уже сейчас мы ищем площадку для второго супермаркета в Москве. В дальнейших планах – Екатеринбург. Почему мы так уверены в успехе? Потому что идея этого бизнеса – не просто заработать денег на ретейле. Задача в другом. Мы хотим, чтобы наш магазин популяризировал еврейскую кухню, чтобы кошерные продукты стали доступны для всех. Конечно, наша основная потребительская группа – люди, соблюдающие еврейские религиозные традиции. Но есть и те, кто выбирает кошерную продукцию потому, что это залог здорового питания и высокое качество, которое гарантирует знак «кошер». И неважно, к какой национальности или вероисповеданию относят себя наши покупатели. Многие из них – люди, однажды побывавшие в Израиле и по достоинству оценившие еврейскую кухню. У нас они смогут найти, например, тот самый хумус, который ели в отеле Эйлата, или купить тот самый кофе с кардамоном, который пили в кафе Иерусалима.
Наш бизнес – это, скорее, философия высокого качества жизни. Мы не просто продаем продукты, мы становимся частью общины. Я, например, регулярно выхожу в торговый зал, чтобы пообщаться с клиентами. У многих есть номер моего личного мобильного или телефоны наших сотрудников. Покупатель всегда может позвонить, чтобы уточнить наличие того или иного товара или спросить совета по кулинарным вопросам. На мой взгляд, такой наш подход в Петербурге, как нигде, находит отклик. Мы сами получаем удовольствие от того, что делаем, и готовы делиться этим удовольствием со всеми.