Опасные рестораны и кафе. Что делать, если посетитель вашего заведения упал и получил травму

От профессионализма официанта зависит безопасность и здоровье посетителей кафе или ресторана.
Автор фото: Михаил Тихонов
От профессионализма официанта зависит безопасность и здоровье посетителей кафе или ресторана.
Автор фото: Михаил Тихонов

 

В апреле 2018 года суд обязал владельца ресторана "Техникум" выплатить 280 тыс. рублей посетительнице, которая упала на лестнице в этом ресторане и получила сотрясение мозга. Юристы рассказывают, что такие случаи в России встречаются редко, но суды чаще всего встают на сторону потребителя.
Поэтому рестораторам советуют следить за освещенностью и безопасностью в заведении: компенсации и репутационные проблемы могут дорого обойтись, особенно малому бизнесу.
Алексей Юферов, заместитель гендиректора юридической фирмы "Вектор права", рассказывает, что, согласно Гражданскому кодексу, вред, причиненный гражданину или его имуществу, должен возместить тот, кто нанес этот вред. При повреждении здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), расходы на лечение, лекарства. Кроме того, законом установлено право пострадавшего требовать компенсации морального вреда. "ГК РФ устанавливает презумпцию вины причинителя вреда, то есть именно компания обязана доказать свою невиновность в произошедшем, — говорит Юферов. — Потребителю лучше сразу вызвать скорую, чтобы засвидетельствовать причинение вреда именно в этой организации". Если потребитель обратится в Роспотребнадзор и тот найдет нарушения, они будут учитываться судом как доказательства вины. Эксперт отмечает, что судебная практика по таким спорам в России редкость и компенсации несравнимо ниже зарубежных. Но суд в большинстве случаев на стороне потребителя.
Ведущий юрист Европейской юридической службы Елена Держиева рассказывает, что особенно часто люди получают травмы на лестнице, в результате некачественной влажной уборки или из–за мусора на полу. Ответственность в таком случае несет предприятие, которое работает в этом помещении (предприятие может быть как собственником, так и арендатором). Но, если гражданин получил травму из–за собственной неосторожности, компания не обязана возмещать вред. "СанПиН требуют от общепита не допускать встречных потоков сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, встречного движения посетителей и персонала, а также требуют ежедневной уборки, — говорит Елена Держиева. — Таким образом, владелец ресторана обязан содержать помещения, в том числе лестницы, в чистом и безопасном состоянии".

Кто виноват

В общем, главным вопросом в случае травм в кафе и ресторанах оказывается "Кто виноват?". Задача предпринимателя — доказать, что он соблюдал все нормы безопасности, что пол не был мокрым, на лестнице было светло, и т. д. Сами предприниматели обычно соглашаются возместить траты на лечение пострадавшего клиента еще до суда, даже если не считают себя виновными, чтобы избежать репутационных потерь.
"От этого никто из предпринимателей не застрахован, таких случаев много в каждом заведении в каждом городе, — говорит гендиректор ООО "Булла" (кофейня The Coffee & Breakfast). — Я уверен, что в первую очередь всегда нужно постараться договориться обо всем напрямую, без судов, оказать первую помощь, если она необходима. Ну а если дошло до суда, то необходим хороший адвокат. Причем если все правила техники безопасности соблюдены и предприниматель не виноват, адвокат все равно нужен".