Страховые агенты переживают сложные времена

   

Александр Тутинас, президент Национального союза страховых агентов:
За прошедший год численность страховых агентов, по данным Национального союза страховых агентов (НССА), уменьшилось на 30% по отношению к 2016 году, составив не более 150 тыс. человек. Страховой рынок продолжает падать из–за ситуации в стране: продолжение экономического кризиса, обнищание населения, отсутствие государственной политики в отношении участников страхового рынка, преобладание личных интересов над общественными (государственными) — то есть налицо симптомы, предвещающие социальные катаклизмы.
В практике страховых агентов все чаще возникают конфликты со страховщиками по нескольким направлениям: конфликт интересов собственника страховой компании — сотрудника страховой компании — страхового агента, размер и срок выплаты агентского вознаграждения, увод клиентов из портфеля страховых агентов, не партнерское отношение страховой компании к страховым агентам.
Агентское вознаграждение по ОСАГО формируется из разных договоров: агентский договор, рекомендованный Российским союзом автостраховщиков, и один или два договора подряда (реклама, внесение данных в базы, курьерская доставка и проч.) — в такой форме, что доказать свое право на вознаграждение агент не имеет возможности. Как следствие, он получает часть вознаграждения с большой задержкой (она может составлять 6–8 месяцев), а иногда вообще не получает. В агентском договоре по ОСАГО заложены штрафы в отношении агента, запретные сегменты по страхованию (возраст водителя, стаж, мощность двигателя, место регистрации ТС и водителя, срок страхования), по которым вознаграждение не выплачивается. Все чаще страховщики штрафуют агентов за заключение договора в запретном сегменте, появилась практика требования страховщиками денежного залога за бланки полисов ОСАГО.
Все больший масштаб набирает воровство корпоративных клиентов у страховых агентов сотрудниками страховых компаний. Страховые агенты все чаще жалуются на страховщиков, которые, получив на котировку анкету по корпоративному клиенту от агента, дают ему один тариф и условия, а сами тут же, имея контакты клиента из этой анкеты, связываются с клиентом и предлагают меньший тариф или лучшие условия по договору, чем у агента.
Участились факты не партнерских отношений страховщиков к страховым агентам, например веерная рассылка по страховым компаниям недостоверной, порочащей информации по страховому агенту. Выясняя причину таких фактов, понимаешь, что это — отсутствие как минимум знаний и компетенций по страховому делу и законодательству РФ, а как максимум — желания платить вознаграждение страховому агенту за выполненные услуги. В итоге мы получаем нежелание агентов работать на страховом рынке с непрозрачными условиями ведения агентского страхового дела и отсутствием возможности элементарного планирования, снижение интереса к профессии страхового агента у экономически активного населения, включая молодежь. Крайним остается потребитель страховых услуг, которого лишают возможности получения качественной услуги.