Есть ли жизнь автозаправок после нефти

 В начале 1990–х Петербург стал родоначальником появления цивилизованных магазинов и кафе в российских сетях АЗС. По концентрации заправок на единицу площади наш город тоже находится на первом месте. Возможно, Петербургу предстоит возглавить движение к новому формату АЗС как к особому объекту ретейла в "жизни после нефти".

Александр Кузьмин генеральный директор "РусХОЛТС":
Мировая автомобильная промышленность сегодня озадачена активной заменой двигателей внутреннего сгорания на иные источники движения. Для российской топливной розницы своего особого пути не предусмотрено. Чтобы не кануть в Лету, как случилось с почтовыми станциями, шорными производствами или керосиновыми лавками, заправочной отрасли нужно уже сегодня готовиться к обвальному падению спроса на бензин и дизтопливо.
АЗС — отрасль, создающая качественные рабочие места. В неизменном виде АЗС сохранить не удастся, но важно уберечь от исчезновения розничную инфраструктуру, сложившуюся вдоль автомобильных трасс. Простой расчет: одна АЗС с магазином и кафе дает работу минимум для 10 человек. Столько же людей заняты в обеспечении поставок на каждую станцию. Тысяча станций — 20 тыс. рабочих мест с зарплатой сотрудников выше средней по региону.
Сегодня в России около 27 тыс. заправочных станций. Цель — сохранить рабочие места как минимум для 200 тыс. человек — достойна того, чтобы ею занимались на самом высоком административном уровне. Исходя из цели, ближайшей задачей станет снижение зависимости заправок от клиентского трафика покупателей топлива и создание на их базе полноценных объектов ретейла.
Что может стать альтернативным генератором клиентского трафика? Возможно, посты зарядки электромобилей? Хорошо, но не в первую очередь. Удобно расположенный магазин — уже более подходящий вариант. Кафе как место встречи, удобное для людей на автомобиле, — это уже 100%–ное попадание для городских станций. Пункт выдачи интернет–ретейлера? Технологии получения онлайн–заказов оставляют желать лучшего. Причин для посещения придорожных объектов торговли и сервиса может быть гораздо больше.
Петербург — лидер в преобразовании заправочной отрасли. К сожалению, руководители профильного Министерства энергетики не спешат задуматься о будущем трудоустройстве действующих сотрудников АЗС. Нефтяные гиганты, которым принадлежит треть заправок страны и 70% объема продаж топлива, также не горят желанием думать о "жизни после нефти". Но если на федеральном уровне этот вопрос "мелко видят", изменения можно и нужно начинать на местах.
Петербург — идеальная площадка для тестирования инновационного подхода к продажам на АЗС. Вариант действий — городская программа при поддержке правительства, призванная задавать высокие стандарты качества обслуживания клиентов и стимулировать развитие ретейла у всех игроков топливного рынка. Я готов садиться за стол переговоров и трудиться в качестве эксперта в рабочей группе любого уровня, чтобы подобная программа имела реальное наполнение.