МВФ: доля теневой экономики в России остается на уровне стран Африки

Автор фото: Ковалев Петр
Автор фото: Ковалев Петр

  

Доля теневого сектора экономики в России достигает 33,7% ВВП, говорится в исследовании Международного валютного фонда (МВФ), оценивающего размеры серого сектора в 158 странах мира в 2010–2017 годах. В России доля неформальной экономики находится на среднемировом уровне, но чрезмерна для стран Евросоюза, констатируют в МВФ. По данным РАНХиГС, около 45% трудоспособного населения России (33 млн человек) вовлечены в теневую экономику.
Для европейской страны, в том числе Восточной Европы, это чрезвычайно высокое значение — аналогичные цифры в 2015 году МВФ дает в основном для относительно развитых стран Африки, Пакистана, в ЕС сходный уровень "тени" имеют лишь Румыния и Болгария, уточняет "Коммерсант". Сходный с РФ уровень "тени" отмечен для Тайваня, он высок в Южной Корее (24%) и особенно в Таиланде (50%). Во Вьетнаме же, напротив, "тень" вычисляется как очень низкая (18%). В США, Нидерландах, Японии, Швейцарии и Сингапуре показатель находится в пределах 7-15% ВВП. Сверхнизкий уровень "тени" в США и Евросоюзе отражает высокий уровень регуляторного давления на бизнес, отметили в МВФ.
Как отмечается в отчете, рыночная экономика в России стартовала в 1991 году с показателя 39,7% ВВП доли неформальной экономики. Уровень "тени" рос до 48,7% в 1997 году, после кризиса 1998 года сократился до 40% в течение 2 лет и до 2003 года стабилизировался на этом уровне, после чего падал до отметки 32% ВВП к 2008 году. Кризис вновь вызвал всплеск доли "тени" в экономике, после чего она столь же эффективно сокращалась — наименьший показатель "тени" был зафиксирован в 2014 году, когда он составил 31%.
Выводы МВФ не подтверждают тренд на сокращение теневой экономики в России после 2014 года, хотя это происходило после кризисных 1998 и 2008 годов. "Оценки "тени" в РФ в разных определениях и по разным методикам имеют существенный разброс, от 23 до 40% ВВП, обычно в России при этом сложно учитывать масштаб теневой занятости и проблему "двойного счета" при уходе от налогов", — пишет издание.
Чрезвычайно трудно оценить российский масштаб налогового уклонения и "тени", связанной с коррупционным сектором и преступностью, отмечают эксперты. "В какой-то степени это напоминает ситуацию в Италии в 1990–2000-х годах, как показывает историческая практика, борьба с такого типа "тенью", поддерживаемой традиционными укладами в экономике, обходится для экономики и политической сферы очень дорого", — отмечает газета.