Глава Минфина Антон Силуанов предложил превратить Россию "во вторую Норвегию". Народ к идее отнесся, мягко говоря, скептически: все-таки за последние 20 лет из страны что только не собирались сделать, а отдельным регионам пророчили то "экономическое чудо" Сингапура, то небоскребы Лас-Вегаса.
Министр финансов Антон Силуанов дал обещание превратить Россию "во вторую Норвегию". В Сети над инициативой министра только посмеялись. Уточнив, собирается ли он сократить население страны до 5 млн и уменьшить территорию в 44 раза. Накинулись на главу Минфина, конечно, зря: он все-таки говорил не про размеры и население, а про то, чтобы выработать устойчивость к колебаниям цен на нефть. Но и граждан, раскритиковавших Силуанова, тоже можно понять: за последние десятилетия они слышали столько предложений по превращению во что-либо целой России или отдельных ее регионов, что уже просто не могут относиться к этому всерьез.
В погоне за Португалией
Иронизируя над высказыванием главы Минфина, в соцсетях вспомнили и старое обещание превратить Россию в Португалию и даже поинтересовались, чем был плох такой вариант. На самом деле о превращении речь не шла, разговор был лишь о том, чтобы догнать эту страну по уровню среднедушевого ВВП.
В действительности обещание Владимира Путина, опубликованное еще в 1999 году в "Независимой газете", было куда более широким.
"Вот расчеты экспертов. Для того чтобы достичь душевого производства ВВП на уровне современных Португалии или Испании — стран, не относящихся к лидерам мировой экономики, — нам понадобится примерно 15 лет при темпах прироста ВВП не менее 8% в год. Если сумеем в течение этих же 15 лет выдерживать темпы прироста ВВП на уровне 10% в год, то достигнем нынешнего уровня душевого производства ВВП Великобритании или Франции".
Но из программной статьи будущего президента тогда больше всего народу запомнилось обещание догнать Португалию, которое потом снабдили комичным оттенком. Шутки шутками, но 15 лет спустя в СМИ дружно вспоминали эту фразу и даже пытались измерить, догнали мы все-таки Португалию или нет.
Но пока всей страной гнались за Португалией, на региональном уровне в приоритете были другие географические объекты. Петербург, например, по указанию Георгия Полтавченко образца 2012 года должен был догнать Рим или хотя бы Париж по количеству посещающих город туристов. К слову, в области туризма Петербургу в последние годы действительно удавалось обойти упомянутые выше города, хоть и не по количеству гостей. Он уже несколько раз подряд становился лучшим европейским направлением, отбирая премию World Travel Awards у тех же Парижа и Рима.
Сингапур там, Сингапур тут
Сингапурское экономическое чудо не давало покоя многим российским чиновникам. Равняться на государство, за 40 лет превратившееся из страны третьего мира в одного из лидеров экономики, действительно почетно. А если в регионе пока что-то не так, всегда можно сказать: "Это вы еще Сингапур полвека назад не видели!"
Вот в 2013 году, только заняв пост главы Минвостокразвития, Александр Галушка сразу же заговорил о превращении Дальнего Востока в Сингапур. Делать это, говорил тогда министр, можно только совместно с предпринимателями, "людьми дела", которых в регионе сейчас единицы. Последние тогда же поздравили новоиспеченного главу Минвостокразвития и почему-то посочувствовали ему.
Заполучить лавры Сингапура для своего региона пытался и бывший глава Карелии Александр Худилайнен. В 2015 году он комментировал требования оппозиции о его отставке финской газете и уверял, что пришел в регион "не разрушать, договариваться".
"Вы знаете об экономическом чуде Сингапура? Читали об этом? Там тоже все началось с борьбы с коррупцией, против преступников и грабителей, которые в течение долгого времени отнимали деньги, недвижимость и землю", — говорил губернатор.
2 года спустя отставка Худилайнена все-таки случилась, а экономического чуда и хотя бы половины Сингапура, внезапно выросшей на территории Карелии, так никто и не увидел.
Не менее амбициозные чаяния были замечены в 2016 году и у властей Бурятии. Они тогда задумали превратить район Улан-Удэ Сосновка в Лас-Вегас. Впрочем, вывод о том, что на месте деревянных одноэтажных домов появятся небоскребы, чиновники сделали на основании одного лишь картонного макета.