20:3416 января 201820:34
417просмотров
20:3416 января 2018
Минздрав подготовил новую версию стратегии формирования здорового образа жизни населения России. В документе остались некоторые пункты, на исключении которых настаивали производители. В частности, сохранилось предложение по разделению продуктов на «вредные» и «полезные», сообщает «Коммерсант».
Минздрав разделил продукты на «вредные» и «полезные» в новой стратегии ЗОЖ.
Если подумать системно, то такое вмешательство государства в рыночные процессы ставит продавцов и особенно производителей в неравные условия. Не будем называть такие действия «неконституционными» (тем более что Конституция у нас часто следует за текущей необходимостью), но они точно – нерыночные.
В ее основе, если верить тексту стратегии, лежит разделение товаров на «плохие» и «хорошие», «вредные» и «полезные». Таким образом, некоторый госорган будет выносить оценки за конечного потребителя. Даже сегодняшняя маркировка табачной продукции не несет такого субъективизма. Она говорит лишь объективные и относительно достоверные вещи: курение может привести к таким-то и таким-то заболеваниям. Это не относит автоматически сигареты к «плохим» продуктам: потребитель сам решает, боится он рака или нет, считает он вероятность его наступления конкретно у него высокой или нет.
Также нарушается если не буква, то дух Федерального закона «О рекламе», который запрещает производителям называть себя «самыми лучшими». Ведь градация продуктов по степени полезности будет говорить о превосходстве тех марок, которым удалось попасть в верхнюю категорию.
Могут возникнуть и логические коллизии. Например, дорогие алкогольные напитки. Они одновременно будут позиционировать себя как элитная продукция наивысшего качества производства, но и нести на себе ярлык «вредный продукт»?
На наш взгляд, если государство озаботилось качеством продуктов с целью популяризации и поддержки ЗОЖ, то имеет смысл ввести более строгие и при этом наглядные для конечного потребителя правила маркировки продукции. Маркировка не должна выносить субъективных оценок, а ярко и по единым стандартам говорить, из чего состоит продукт. Таблица с ингредиентами должна быть абсолютно одинакова по своей форме для всех пищевых товаров: от леденца на палочке до черной икры. И тогда покупатель, уделяющий внимание своей диете, не будет рассматривать мелкий шрифт и непонятные сокращения, чтобы понять, насколько ему подходит конкретный товар. А делать свой выбор осознанно.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП".