Когда к подаркам предъявляются особые требования, получать, да и дарить их становится сложнее. "ДП" рассказывает о том, какие подарки удается вручить чиновникам и политикам, а какие они дарят сами.
Предновогодняя пора — время, когда в магазинах буквально не протолкнуться из-за повсеместного желания закупиться подарками. Как показало недавнее исследование Headhunter, петербуржцы едва ли не самые щедрые дарители в стране — 39% горожан заявили, что им не хватает целой зарплаты, чтобы купить подарки всем друзьям и близким, Впрочем, и в целом по России тех, чьи затраты на подарки, будь их воля, превысили бы расходы, тоже больше 30%. Традиционными подарками год из года становятся конфеты и прочие сладости, а также товары для дома. А вот если говорить отдельно о чиновниках и политиках, то они, как правило, становятся обладателями хоть и редко им вручаемых, но куда менее тривиальных подарков к Новому году, а вот сами, кажется, в плане одаривания других к особой оригинальности не склонны.
Слова и хвосты
Что касается российских чиновников, то им законом запрещено принимать любые ценные подарки. Ценным при этом считается все, что дороже 3 тыс. рублей. Подарок, стоимость которого этой суммы не превышает, для начала тоже придется сдать на независимую оценку, чтобы эксперты убедились, что он не стоит бешеных денег. В некоторых учреждениях на всякий случай перестраховываются и вообще запрещают служащим принимать что-либо помимо открыток. Такую суровую практику, например, пару лет назад ввели в некоторых комитетах Смольного. А после истории с Алексеем Улюкаевым чиновники и вовсе шарахаются от подарков — мало ли что. Вот, например, госслужащие в Красноярске даже и вопросов-то о дарах боятся, отвечая на них что-то в духе: "к подаркам отношусь отрицательно" или "лучший подарок — это открытка". А вот депутаты при этом дарителей не опасаются. Не так давно Виталий Милонов рассказывал каналу "360", что однажды получил в дар хвост бобра.
Чиновникам же хоть подарки и запрещены, но если дарят их в Кремле, то, видимо, и не страшно. Так, накануне 2016 года в Кремле поздравили с наступающим около тысячи чиновников и политиков, разослав им по экземпляру книги "Слова, меняющие мир", по сути являющейся сборником цитат Владимира Путина. Похожей концепции подарков, кстати, судя по всему, придерживаются и в партии ЛДПР, там перед Новым годом тоже принято вручать всем сувениры, напоминающее о лидере партии, например, шоколадки с портретом Владимира Жириновского или даже диск с его же песнями.
Одни щенки
Лишенные возможности принимать подарки чиновники иногда и сами утрачивают навыки дарения. Вот, например, Смольный недавно подарил детям из неблагополучных семей наушники для iPhone. Замысел, вроде бы, был благородный: обеспечить досуг ребятам, имеющим трудности с поведением и совершившим те или иные правонарушения, но реализация оказалась не очень. Во-первых выяснилось, что далеко не у всех есть iPhone, к тому же минимум 10% наушников оказались неисправными. Их, правда, пообещали вскоре заменить.
Куда больше позитивного опыта вручения подарков несовершеннолетним гражданам у Владимира Путина, он регулярно под Новый год радует российских детей то собаками, то велосипедами. В декабре 2014 года он щедро одаривал детвору из Тобольска, Северной Осетии и Омской области щенками лабрадора, а девочке из московского Ховрино из-за маленьких габаритов квартиры презентовал джек-рассел-терьера. К следующему году девочки из Хакасии и Курска получили к празднику от президента щенков хаски и опять же лабрадора. А уже в этом году традиционный подарок от Владимира Путина, то есть лабрадора, получила школьница из Брянской области. В общем, тут, кажется, логика такова: сам президент часто получает в подарок собак, вот и другим, видимо, считает нужным дарить именно их. Хотя в 2015 году он все-таки сделал исключение и подарил сибирской пятикласснице не щенка, а велосипед.