Новый поворот в решении квартирного вопроса

 

Вчера Владимир Путин провел заседание совета по стратегическому развитию, на котором обсуждалась жилищная сфера. Президент РФ привел не только оптимистичные цифры роста отрасли, но и призвал строить не безликие коробки или муравейники, а современное жилье, которое отвечает всем стандартам комфорта и безопасности. Еще президент считает, что именно сейчас необходимо снять бюрократические барьеры, которые тормозят темпы жилищного строительства.
Хотя ведь и барьеры, и бюрократы были всегда, а темпы строительства менялись в зависимости от спроса. Когда впервые появился свободный рынок жилья, грамотные девелоперы раскупали пятна под строительство, и новые дома вырастали буквально на глазах. Квартиры в удачных и даже в неудачных проектах сметались на стадии котлована. Вырученные у дольщиков деньги шли на закладку новых домов. Сроки сдачи срывались. Появились долгострои и обманутые дольщики. Пока федеральный закон не запретил перебрасывать средства с одного объекта на другой. И этот барьер на пути недобросовестных застройщиков сыграл позитивную роль.
А вот покупательная способность среднего класса — а именно он способен вкладываться в недвижимость — последнее время только падает, что напрямую сказывается на продажах в новостройках и опосредованно на темпах строительства. Зачем массово производить продукт, который большинству не по карману?
Жилищный вопрос ведь испортил не только москвичей. Хотя о доступности жилья заботились все советские правители после Сталина — при нем возводили показательные дворцы для партийной номенклатуры и местной знати. Хрущевки, брежневки, даже типовые дома горбачевской эпохи не избавили советский народ от коммуналок. В крупных городах они есть до сих пор. Но если прежде власть призывала строить дешевое жилье, то нынешнее руководство впервые обратило внимание на качество, на комфортную среду, на инфраструктуру. Типовые серии в рыночные времена едва ли появятся, но, возможно, и путинская эпоха найдет свое отражение в массовой архитектуре. А не только в газпромовской башне.