Сергей Матвиенко переписал компанию, претендующую на статус оператора рынка мусоропереработки, на экс-сотрудника банка "Санкт–Петербург"

«Автопарк № 7 Спецтранс» — крупнейшая петербургская частная компания на рынке уборки городских улиц, ее конкуренты — госпредприятия. Объем этого рынка — 6–7 млрд рублей в год.
Автор фото: Сергей Коньков
«Автопарк № 7 Спецтранс» — крупнейшая петербургская частная компания на рынке уборки городских улиц, ее конкуренты — госпредприятия. Объем этого рынка — 6–7 млрд рублей в год.
Автор фото: Сергей Коньков

Сергей Матвиенко оформил свою компанию "Автопарк № 7 Спецтранс" стоимостью 1 млрд рублей на Владимира Шувалова, бывшего сотрудника банка "Санкт–Петербург". Накануне фирма выиграла подряды Смольного на содержание дорог в Невского и Красноквагрдейского районов на 1,2 млрд рублей.

Сергей Матвиенко переписал свою компанию "Автопарк № 7 Спецтранс" на бывшего сотрудника банка "Санкт–Петербург" 29–летнего Владимира Шувалова. Стоимость компании оценивается в 0,7–1 млрд рублей. Она занимается уборкой улиц, грузовыми перевозками, сдает технику и недвижимость в аренду, а год назад получила лицензию на работу с отходами. На рынке мусоропереработки считается, что "Спецтранс № 7" будет претендовать на статус регионального оператора по обращению с отходами. Собеседники "ДП" полагают, что новый собственник представляет интересы банка "Санкт–Петербург".

Две причины

Близкие к сторонам сделки собеседники объясняют ее двумя причинами. Во–первых, тем, что компания планирует кредитоваться в банке. Но среди его миноритарных акционеров — отец Сергея Матвиенко. А Центробанк не одобряет выдачу кредитов так называемым связанным лицам. Во–вторых, собеседники "ДП" полагают, что глава банка "Санкт–Петербург" Александр Савельев решил консолидировать мусороперерабатывающие активы в своих руках. В "Спецтрансе № 7" не смогли прокомментировать сделку, сославшись на то, что гендиректор компании Алексей Пипкин отсутствует на рабочем месте. Получить комментарии Сергея Матвиенко не удалось. В банке тоже не смогли оперативно прокомментировать сделку.

Свой человек

Владимир Шувалов стал владельцем "Автопарка № 7 Спецтранс" через компанию "Бэкбон" в конце октября 2017 года (по данным СПАРК). О новом собственнике компании известно немного. Собеседникам "ДП" в банковской среде и на рынке мусоропереработки незнакомо это имя.
Как выяснил "ДП", Владимир Шувалов — выпускник Санкт–Петербургского государственного экономического университета, в банке "Санкт–Петербург" работал рядовым менеджером, увлекается автомобилями, состоит в Клубе любителей Subaru. По данным ЕГРЮЛ, в 2013 году Владимир Шувалов зарегистрировал авторемонтную фирму "Р–Инжиниринг". Отчетность компании в СПАРК отсутствует. По контактному телефону компании ответила девушка, отказавшаяся представиться. Она заявила, что фирма давно закрыта, а где находится Владимир Шувалов, ей неизвестно. В каких–либо еще компаниях Владимир Шувалов, по данным СПАРК, не фигурировал ни в роли владельца, ни в роли топ–менеджера.
Интереснее выглядит карьера матери Владимира Шувалова — Веры Шуваловой. Она тоже указывает на то, что Шуваловы скорее представляют интересы банка "Санкт–Петербург", нежели выступают самостоятельно. Вера Шувалова работала не только в банке, но и в ООО "Фирма "Комавтосервис", где пост гендиректора занимал нынешний глава банка Александр Савельев. "Фирма "Комавтосервис" была основана в 1995 году и ликвидирована в 2011 году. В те же годы работало одноименное ЗАО "Комавтосервис", близкое к Савельеву, занимавшееся внешнеторговыми операциями. По данным Регистрационной палаты Петербурга, в 1992 году соучредителем компании была Валентина Матвиенко. В те же годы она работала послом в Республике Мальта", — писала "Новая газета".
Руководил компанией Виктор Кротов. Затем, в начале 2000–х, он занимал пост вице–губернатора Петербурга по финансам, позже стал советником председателя правления банка "Санкт–Петербург".
До 2010 года пост вице–президента банка занимал Сергей Матвиенко, а его отец Владимир Матвиенко остается акционером и сегодня, напрямую владея 2,33% акций банка.

Неудачная попытка

"Автопарк № 7 Спецтранс" принадлежал Сергею Матвиенко с декабря 2016 года. Перед тем как он приобрел компанию, она получила лицензию на работу с отходами. Ожидалось, что она поборется за статус регионального оператора по их обращению. Причем это была уже вторая попытка Сергея Матвиенко выйти на рынок мусоропереработки. Ранее, в 2008 году, он выкупал компанию, арендовавшую мусороперерабатывающий завод "МПБО–1" на Волхонском шоссе. Но договор с ней не продлили, и сегодня заводом управляет город.
Банк "Санкт–Петербург" и близкие к нему структуры преуспели в этом направлении больше других. Например, как ранее рассказывал "ДП" совладелец компании "Евроинвест" Андрей Березин, структуры, связанные с фирмой "Ренорд–Инвест", близкой к главе банка "Санкт–Петербург" Александру Савельеву, контролируют АО "Управляющая компания по обращению с отходами Ленобласти" (УКООЛО). В течение 5 лет компания инвестирует в мусоропереработку до 10 млрд рублей.
"Банк "Санкт–Петербург", скорее всего, будет претендовать на лидирующие позиции на рынке мусоропереработки. Начиная с 2013 года он вложил в эту отрасль немало денег. Теперь банкиры хотят иметь более прямой контроль над такими залоговыми активами, как "Спецтранс № 7". Кроме того, сейчас Центробанк очень строг с так называемыми связанными кредитами. Выгоднее и проще выдать кредит лицу близкому, но стоящему чуть дальше, чем акционер", — сказал "ДП" собеседник из банковской отрасли, пожелавший остаться неизвестным.
Другой собеседник "ДП" на рынке мусоропереработки предположил, что, переписав компанию на Владимира Шувалова, ее бенефициары перестраховались на случай, если ухудшится ее финансовое положение.
По данным СПАРК, в этом году "Автопарк № 7 Спецтранс" получил госзаказы менее чем на 10 млн рублей против обычных 500–900 млн рублей, достававшихся компании ежегодно на протяжении нескольких лет. Однако после смены собственника, компании повезло. В начале недели комитет по благоустройству Петербурга разыграл 9 млрд рублей на содержание городских дорог в 2018 году. Единственной компанией, не связанной со Смольным, среди победителей оказалася "Автопарк №7 Спецтранс", которому поручили уборку в Невском и Красногвардейском районах. Общая сумма двух лотов превышает 1,2 млрд рублей.