Вместо краудфандинга теперь ICO

Еще 5 лет назад краудфандинговые площадки были чуть ли не единственным способом для молодых предпринимателей собрать нужную сумму на развитие проекта, минуя долгие очереди к инвесторам и венчурным капиталистам.

Андрей Золотаренко, продакт-менеджер в DMarket Product:
Модель устраивала всех: предприниматели могли в течение нескольких дней или недель получить необходимые суммы, в несколько раз превышающие изначально заявленные. А бэкеры (так называют людей, которые вкладывают деньги в пока еще не существующий проект, потому что хотят увидеть его реализованным или получить впоследствии какой–то конкретный бонус) — рассчитывать на быстрое появление продукта на рынке.
Однако формат теряет популярность. Со временем крупные бренды отодвинули перспективные стартапы и стали использовать краудфандинг как площадку для размещения неявной рекламы. Вторая причина, по которой многие бэкеры частично или полностью разочаровались в краудфандинге, — очень низкий процент реализованных проектов.
В этом году бумом по сбору денежных средств стал инструмент ICO (initial coin offering) — форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют, полученных разовой или ускоренной эмиссией. За неполный 2017 год ICO, проводимые по всему миру, собрали рекордные $2,7 млрд. Будучи блокчейн–платформой по торговле игровым контентом, наша команда DMarket собрала из них почти $11 млн во время первого этапа ICO в августе 2017 года. Сейчас у нас проходит вторая фаза.
Как правило, инвесторы в ICO получают новую криптовалюту и могут заработать на разнице в ее стоимости во время ICO и после выхода валюты на биржу. Но сами создатели продуктов часто смотрят на криптовалюту иначе. Для них это инструмент, с помощью которого строится вся экономика проекта. Например, питерская команда ProsenseLive создает блокчейн–платформу VR–трансляций, на которой зрители смогут платить за просмотр контента напрямую правообладателям, без посредников, с помощью внутренней валюты VRP.
Последние исследования говорят, что 84 из 100 ICO не имеют продукта даже с частичным функционалом. Это еще раз подтверждает: риск того, что проект так и не выстрелит, довольно высок. Иногда, чтобы понять, стоит ли овчинка выделки, достаточно просто задать вопрос: возможно ли вообще реализовать задумку технически?
Я уверен, что через год–два ситуация изменится и требования к проектам, выходящим на ICO, станут более строгими. Например, без прототипа продукта и прохождения целого списка юридических процедур они вовсе не будут допускаться к ICO.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе " Блоги "ДП ".