Осел и другие частные лица. Фестиваль документального кино "Артдокфест"

 

Одно из самых крупных событий нынешнего фестиваля документального кино "Артдокфест" — театральное по своей природе. Великий (нет, это слово — не преувеличение) театральный режиссер Анатолий Васильев представит свой неигровой фильм "Осел" в формате work in progress. В переводе — это как доводка спектакля, обкатка на зрителях: Васильев будет лично присутствовать на показах в Москве, Екатеринбурге и Петербурге (у нас — в кинотеатре "Англетер", где и пройдет весь фестиваль 8 декабря), посмотрит на реакцию зала, подробно пообщается с очевидцами и, возможно, что–то да перемонтирует, а то и доснимет.
Президент фестиваля "Артдокфест" Виталий Манский просит тех, кому творчество Анатолия Васильева не близко или не знакомо, на его кино вовсе не ходить. Значит ли это, что редкостная встреча с "Ослом" — только для искушенной театральной публики? Может, да, а может, и нет: у тех, кто не смог увидеть недавно сыгранный в Петербурге моноспектакль "Старик и море" с Аллой Демидовой, появляется шанс погрузиться в философскую медитацию режиссера, который в России почти не ставит. Трактат об осле в восьми новеллах — история цивилизации от Ветхого Завета до современных ослиных забегов в Апулии — это и автобиография самого Васильева (как в некотором смысле все его спектакли).
Это и результат дружбы с "Артдокфестом", чем кинофестиваль особенно гордится: в конкурсе 2015 года член жюри Анатолий Васильев заприметил двух документалистов–визионеров с фильмом "Саламанка" и близким себе мифологическим взглядом на мир — Александру Кулак и Руслана Федотова — и пригласил их поработать над "Ослом". Они, конечно, поработали изрядно.
Между прочим, у белоруса Руслана Федотова (в роли уже не оператора, а режиссера) хватило времени и пороху и на свой собственный фильм. Как будто отдыхая от выстраивания кадров бесконечной красоты, он снял "Песни для Кита" — портрет москвички без определенного места жительства, пронзительный урок счастья от самого, казалось бы, несчастного героя городской иерархии (9 декабря). Что осталось за кадром — узнаем у самого режиссера, который приедет на петербургский показ.
Так в общем и целом и пойдет дело на "Артдокфесте": много частных лиц, камерных историй, личное присутствие режиссеров в зале, гуманистический — но отнюдь не слишком политический пафос. Репутацию самого политизированного кинофестиваля России "Артдокфесту" заботливо выстраивают чиновники и официальные медиа (как случилось и в этом году с одним из фильмов, посвященных войне на Украине, который, кстати, в Петербурге к показу не планировался). Фестивальная дирекция тут почти ни при чем.
В конкурсной и внеконкурсных программах появляется лишь тот урожай, что приносит год: новые документальные фильмы о России и на русском языке, снятые максимально убедительно с художественной точки зрения. Если в недавнем прошлом наши документалисты хорошо снимали политику, выборы, гражданский протест, то теперь их взгляд обратился прочь от митинговых сцен, куда–то вглубь — на Крайний Север (в Severe Игоря Елукова, 7 декабря), на крыши высоток и в заброшенные шахты ("На краю свободы" Аниты Матал Хопленд и Йенса Лендерке, 10 декабря) или в психологические, если не психиатрические дебри ("Веаюфром" Дмитрия Лавриненко, 11 декабря).
Есть, конечно, исключения. Петербургский фестиваль не зря проходит под лозунгом "От Звягинцева до Сенцова". Откроется он фильмом Дмитрия Рудакова "Андрей Звягинцев. Режиссер" о съемках ленты "Нелюбовь" (которую только ленивый не счел политическим заявлением), закроется документальным блокбастером о судебном преследовании Олега Сенцова: премьера фильма Аскольда Курова "Процесс" стала целым событием на "Берлинале–2017", в России он будет показан только на "Артдокфесте".
Среди 33 фестивальных картин найдутся и исследования Второй мировой, и рассуждения о природе современного сталинизма, и феминистические штудии, и хип–хоп с тиндером. Но общая атмосфера фестиваля в нынешнем, 2017 году — облачная, почти без прояснений. Почему так? "Артдокфест" не выносит вердиктов. Просто диагностирует настроение страны.