Национальный дизайн. О чем говорят логотип президентских выборов и новая олимпийская форма

Автор фото: Денис Тырин/ТАСС
Модель во время премьерного показа экипировки олимпийской сборной России и casual-коллекции бренда ZA sport.

Неброский дизайн новой формы российских олимпийцев и "архаичный" логотип грядущих президентских выборов могли бы рассказать о наступлении новой эпохи, которую правильнее было бы назвать хорошо забытым старым, но что-то, как всегда, пошло не так.

Вопрос с допуском российских спортсменов на Олимпиаду в южнокорейском Пхенчхане пока остается открытым, но экипировщик национальной сборной — компания дочери главы Службы обеспечения ФСБ Анастасии Задориной ZA sport уже изготовила 800 комплектов экипировки для Игр-2018. Что представляет из себя форма будущих (если все пойдет хорошо) олимпийцев, можно было увидеть еще летом, и слишком уж сдержанные наряды вызвали вопросы уже тогда. А 29 ноября в Москве состоялась презентация комплектов экипировки.

Форменная неброскость

Форма выглядит нарочито скромно, сдержанно, изобилует национальной символикой и в какой-то степени отсылает к предпоследней Олимпиаде, прошедшей на территории России, — то есть московской, состоявшейся еще в 1980 году. На первый взгляд может даже показаться, что создатели формы были не до конца уверены, где пройдет следующая Олимпиада — в Северной или Южной Корее, или попросту перепутали Пхенчхан с Пхеньяном и на всякий случай решили не смущать скромных северокорейцев броскими нарядами.
И хотя основательница сшившего форму бренда ZА sport Анастасия Задорина еще летом пояснила свою позицию: "Спортсмены должны выглядеть статично и не слишком ярко", — в Сети такая концепция понимания не встретила. Форму сочли унылой и даже предположили, что, если нас и не пустят на Олимпиаду из-за истории с допингом, то с такой экипировкой, может, это и к лучшему, лишь бы не щеголять столь сомнительным дизайном. Впрочем, история модных тенденций показывает, что общественность может еще долго не понимать, что в дизайне хорошо, а что в дизайне плохо. В конце концов, российский дизайнер Гоша Рубчинский тоже делает нечто отсылающее к советскому прошлому, а ему уже не первый сезон рукоплещут зарубежные подиумы, а носки из его коллекций продаются каким-то чудом по 2,5 тыс. рублей за пару.

Архаичный логотип

Если о преимуществах и недостатках коллекции ZA sport еще можно подискутировать, то другое проявление отечественного дизайна, недавно представшее глазам широкой общественности, пространства для споров, кажется, не оставило. В среду, 29 ноября, Центризбирком утвердил логотип президентских выборов, а заодно показал его народу. Логотип оказался скучным, несовременным, а кроме всего прочего, еще и сообщил, что выборы президента состоятся 2018-го марта (дизайнеры не слишком удачно совместили 18 марта и 2018 год). Но главное, что вызвало вопросы, конечно, не это, а цена логотипа. Он обошелся бюджету в 37 млн рублей. Будь это дизайн стоимостью в 1 рубль, вопросы, как это было в случае с туристическим логотипом Петербурга, могли бы возникнуть разве что у антимонопольной службы, а за 37 млн рублей все-таки хотели увидеть что-то более достойное.
Вартан Саркисов, гендиректор компании "ИМА-консалтинг", разработавшей логотип, правда, тоже объяснился примерно так же, как и Анастасия Задорина, отметив, что избиратели "не ждут оригинальных решений". Это, по словам Вартана Саркисова, выяснили, протестировав 12 различных логотипов в 77 российских городах. Оригинальных решений народ, может, и правда, не жаждет: в конце концов, предыдущие предвыборные кампании тоже сопровождали логотипы, отнюдь не находившиеся на пике креативных решений. Но они все-таки хоть как-то перекликались со временем, в котором их демонстрировали, а не отсылали к какой-то давно ушедшей эпохе. Правда, может быть, эпоха как раз наступила новая, а мы, в отличие от дизайнеров, этого еще не прочувствовали. Ведь весь этот новый (или хорошо забытый старый) национальный дизайн мог бы стать символом той самой новой нормальности, о которой уже не первый год твердят экономисты. Сытые годы давно позади, попытки гнаться за Европой признаны неудачными и променяны на стратегию идти "своим путем", а на повестке дня — скромность, терпение и традиционные ценности. Все это действительно неплохо бы отражали "архаичный" логотип и форма для спортсменов, которым не надлежит выглядеть "слишком ярко", но только при условии, если бы на кричащий о скромности дизайн не уходило по 37 млн рублей. И в итоге вышло так, что и форма, и логотип просто напомнили о том, что кому-то в России надо быть скромным и обходиться малым, а кому-то — необязательно.