Продажи пива замерзают

Потребление пива в России снижается. В этом году по продажам ударили холодное лето и запрет на продажу напитка в пластиковой таре объемом более 1,5 л.

За 10 месяцев 2017 года российский рынок пива сократился на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. По итогам года снижение может составить 5%, прогнозирует Союз российских пивоваров, не раскрывая абсолютные цифры. Со ссылкой на данные единой межведомственной информационно–статистической системы в СРП говорят о сокращении продаж пива в январе–сентябре 2017 года на 14% по сравнению с 9 месяцами 2016 года.
Основными причинами падения Союз российских пивоваров называет избыточное законодательное регулирование отрасли и запрет выпуска пива в пластиковой упаковке объемом свыше 1,5 л. Запрет вступил в силу в январе 2017 года для производителей и в июле 2017 года — для продавцов.
Свою роль сыграло и холодное лето. Из–за неблагоприятной погоды выпуск пива по итогам января–октября 2017 года сократился на 1,7%, подсчитали пивовары. Таким образом, ожидания государства по объему акцизных сборов от пивоваров тоже не оправдались. Так, по данным Федерального казначейства, акцизные поступления от оборота пива, произведенного в России, в январе–августе составили 100,2 млрд рублей, что на 1,6% меньше аналогичного показателя предыдущего года. При этом ставка акциза на пивоваренную продукцию выросла в 2017 году на 5% и достигла 21 рубля за 1 л продукции.

Россия теряет потребителей пива

Рынок пива в нашей стране в 2008 году сократился более чем на 35%, оценивали ранее в Heineken. В прошлом году Euromonitor оценивал объем рынка пива в стране на уровне 7,7 млрд л, что на 2,8% меньше, чем годом ранее. По данным участников рынка пива, если в 2014 году рынок по сравнению с предыдущим годом сократился примерно на 7%, то в 2015 году — на 10%, а в прошлом году — на 1–2%.
Из–за негативной динамики Россия по объему потребления пива на душу населения сместилась с 26–го места в 2010 году на 35–е место в 2015–м, следует из данных ежегодного исследования Global Beer Consumption by Country, которое проводит Kirin Institute of Food and Lifestyle (входит в состав японского производителя пива). По его данным, в 2015 году объем потребления пива в России составил 59 л на душу населения в год.
Для сравнения: лидер рейтинга — Чехия, где уровень потребления пива в 2015 году составил 142,4 л на душу населения и продолжает расти.

Рост без градусов

Перспективным направлением представители отрасли считают сегмент безалкогольного пива. По оценкам основных участников рынка, рост объемов продаж безалкогольного пива по итогам 9 месяцев 2017 года составил 5,6%. Однако этот сегмент остается крайне небольшим — в III квартале 2017 года на его долю пришлось 1,6% от общего рынка пива.
"В Германии эта ниша уже сегодня занимает 5% общего объема, а в Испании — 13%, в России мы видим потенциал для роста", — говорит Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям АО "САН ИнБев". Как указывает эксперт, современный потребитель активно следит за своим здоровьем, при этом хочет получать удовольствие от вкуса, а не от градусов.
Активно расширяется и ассортимент сортов безалкогольного пива, отмечают в пивоваренной компании "Балтика": если в 2001 году на рынке был один безалкогольный бренд, то в 2017 году их уже 73, причем 33 — российских.
Как говорит Кирилл Болматов, директор по корпоративным вопросам компании Heineken, росту потребления способствует активная реклама, которая идет на телевидении в последние 2–3 года. Поэтому для компании важно, чтобы возможность рекламировать этот продукт сохранялась.