Цифра — лекарство от нервов

 С последовательным снижением ключевой ставки Центробанком параллельно снижаются и ставки по ипотечным кредитам. Рефинансирование ипотеки набрало популярность, вот и я решил сократить ежемесячное бремя.

Михаил Шевчук, редактор "ДП":
С последовательным снижением ключевой ставки Центробанком параллельно снижаются и ставки по ипотечным кредитам. Рефинансирование ипотеки набрало популярность, вот и я решил сократить ежемесячное бремя. Предложений на рынке полно — я остановился на АИЖК. Агентство работает через несколько банков, мне одобрили предложение с наименьшей из имеющихся ставок, причем, когда ЦБ снизил ставку еще раз, банк на лету скостил еще полпроцента.
Зато нарисовался и другой сюрприз — договор предусматривал не одну ставку, а сразу три. Два месяца действует промежуточная ставка, а дальше, если государственная регистрация ипотеки состоится в течение 2 месяцев, то ставка снижается на два пункта, до одобренного уровня. Если нет, то повышается сразу на четыре, пока не произойдет регистрация.
Два месяца — более чем достаточный срок, если все идет гладко. Можно даже не торопиться. Вообще, весь процесс шел вполне нормально, и придраться можно разве что по мелочам (например, пошлину просили платить то таким способом, то эдаким). Однако в моем случае Росреестр сделку приостановил, указав на то, что договор займа датирован одним числом, а в закладной значится другое. Да еще и срок приостановки определил аж в 3 месяца.
Мнительный человек на этом месте мог бы начать поиски заговора — а что, если так делают нарочно, чтобы банки могли получать выгоду от повышенной ставки? Но 3 месяца — это общий срок, который дается на исправление недостатков, а не период полного замораживания процесса. А разночтения в дате вызваны тем, что строчка в закладной называется "Дата заключения договора (дата предоставления заемных средств)", притом что эти две даты совсем не обязательно совпадают. Вроде бы пустяки, но Росреестр вполне может заставить понервничать. Ведь по телефону причины приостановки не сообщаются, трактовка формулировок не приводится. И лишний раз побегать тоже придется. А неделя–другая иногда может быть критичной — вдруг у вас уже оплачены билеты в отпуск.
Вывод: никакое самое внимательное изучение документов все равно не даст вам гарантий от неожиданностей. А скрытые условия и "мелкий шрифт" в договорах, конечно, побеждены целиком, но не окончательно. Вернее, окончательно, но не полностью. И хотя давать нормальные объяснения по горячей линии Росреестр и банки прекрасно умеют, и даже лучше, чем специалисты на местах, было бы еще лучше, если бы это делалось сразу. А еще лучше было бы перенести процесс в электронный вид. Договоры и закладные вполне могли бы существовать в виде редактируемой онлайн–формы, к которой получают доступ все участники сделки, единожды удостоверив свою личность, и где цифру можно исправить за секунду, вместо того чтобы запускать стопку бумаг по цепочке Росреестр — МФЦ — клиент — банк — МФЦ — Росреестр. В эпоху электронных подписей, ключей и писем это не должно представлять труда. В общем, смелее, товарищи, надо внедрять цифровую бюрократию. Это не менее важно, чем цифровая экономика. Клиенту опять же спокойнее будет.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе " Блоги "ДП ".