Большая розница

Петербург уступил по числу магазинов на душу населения другим городам–миллионникам. Однако остается столицей сетевой розницы.

По последним подсчетам компании "2ГИС", в Петербурге 42 супермаркета на 100 тыс. жителей, в сентябре 2017 года по этому показателю Северная столица заняла только 4–е место среди 15 городов–миллионников после Перми, где на 100 тыс. жителей приходится 45 супермаркетов, Уфы — 44 супермаркета, и Екатеринбурга — 43. По абсолютному числу магазинов Петербург уступает Москве. В столице работает 4230 супермаркетов (в Петербурге 2230) и 3309 продовольственных магазинов с торговлей через прилавок (в Петербурге 3215). Подтвердили данные "2ГИС" и давний тезис о том, что сетевые форматы практически вытеснили с рынка одиночные магазины. По количеству продовольственных магазинов на 100 тыс. жителей Петербург занимает вообще 12–е место среди 15 городов–миллионников. Первое место занимает Красноярск, где на 100 тыс. жителей приходится 140 продовольственных магазинов (в Петербурге 61).
Безусловное первое место у Петербурга только по количеству гипермаркетов — оно по–прежнему самое высокое в России. В городе работает 100 гипермаркетов, тогда как даже в Москве только 73. Правда, в пересчете на душу населения Петербург будет пятым. Первое место занимает Омск, в котором на 100 тыс. жителей приходится три гипермаркета, тогда как в Петербурге — только два.

Статус надолго

Сравнивать регионы только по количеству магазинов недостаточно, для корректной картины рынка необходимо учитывать и общую торговую площадь, и денежный поток, который проходит через торговые точки, говорит Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. Например, по данным "Ромир", размер среднего чека в СЗФО самый высокий по России и составляет 636 рублей, опережая даже размер чека в Центральном округе (614 рублей).
Петербург исторически носит статус столицы сетевой торговли — доля торговых сетей от общего объема розничной торговли продовольствием в городе по итогам 2016 года достигает рекордных 87,82%, по данным УФАС Петербурга. Три четверти петербургского рынка занимают 10 крупнейших сетей, а в России на них приходится только 10%, говорит Иван Федяков. По его словам, уровень проникновения сетевой торговли даже в Москве не превышает 50%. Маловероятно, чтобы это соотношение изменилось в ближайшей перспективе, считает эксперт.
С ним соглашаются в торговой сети "Лента": "Петербург был, остается и еще долго будет самым конкурентным рынком. Уровень проникновения современных форматов торговли только в 12 российских городах превышает 50%, и Москва не входит в их число".
"Лента" продолжит точечно открывать гипермаркеты в Петербурге, но в целом фокус сместит на формат супермаркетов.

Ренессанс булочных

По данным "2ГИС", с 2014 до 2017 года количество магазинов с торговлей "от прилавка" в Петербурге росло. Иван Федяков связывает это с развитием пекарен и кондитерских: "В последние годы на петербургском рынке настоящий ренессанс булочных. Формат, широко распространенный в советское время, сейчас бурно развивается". Возможно, в перспективе 10 лет российские регионы будут настолько охвачены торговлей, что по количеству торговой площади на душу населения продовольственных магазинов там будет больше, чем в Петербурге, говорит Иван Федяков, однако Петербург был и остается родиной торговых сетей федерального масштаба: "Пятерочка", "Дикси", "О’Кей", и уж этот статус у Петербурга никто отнять не сможет.