Российский топливный союз попросил Владимира Путина навести порядок в ценообразовании на рынке топлива

Автор фото: Коньков Сергей

    

Российский топливный союз (РТС) обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой "навести порядок" в ценообразовании на рынке моторного топлива.
"Уважаемый Владимир Владимирович, просим Вас дать поручение навести порядок в ценообразовании на оптовом рынке моторного топлива вплоть до введения на них контроля роста цен, аналогичного существующему в розничном сегменте", — говорится в обращении РТС к президенту.
Розничные продавцы топлива пожаловались президенту, что на протяжении последних 6-7 лет ценообразование на розничном и оптовом рынках моторного топлива носит разный характер, тогда как "конкурентный розничный рынок, на котором сосредоточено внимание общественности и государственных контролирующих органов, отличается плавным изменением цен, и рост цен не превышает уровень инфляции".
В отсутствие достаточной конкуренции и жесткого контроля ценообразования вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), как уверяет РТС, влияют на биржевые ценовые индикаторы, используя рычаги снижения объемов производства, поставок на внутренний рынок и биржевых продаж, добиваясь необходимого для безубыточной работы роста оптовых цен, держа рынок "на голодном пайке".
В результате этого оптовые цены на топливо порой превышают розничные. В качестве примера авторы письма приводят цены на дизельное топливо.
"По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, оптовые цены во второй декаде октября этого года по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросли по летнему дизельному топливу на 24%, по межсезонному — на 25%, по зимнему — на 21,5%, притом что розничные цены за этот же период выросли всего на 7,5%", — заявили в РТС.
Таким образом, ВИНК, сдерживая цены на своих АЗС и неся убытки в розничном звене, "переносят центр прибыли в оптовое звено", заявили в РТС. Там отметили, что в этих условиях сети АЗС, не входящие в ВИНК, "оказываются на грани выживания".
РТС предлагает привлечь к регулированию цен, помимо ФАС, другие ведомства и добиться "консолидации усилий всех регуляторов", в том числе и Минэнерго.
Федеральная антимонопольная служба еще летом заявила, что собирается изучить ситуацию с завышением цен на дизельное топливо и аэрокеросин в России. В ведомстве называли ненормальной ситуацию, когда внутренний рынок России более премиальный, но снижения экспорта не происходит.
В сентябре правительство одобрило повышение акцизов на бензин и дизельное топливо в России. Повышение планируется проводить в два этапа, увеличив налог на 1 рубль за литр.