Все места заняты

Новые торговые центры в Петербурге не строят, поэтому в действующих почти не осталось свободных площадей.

Доля вакантных площадей в торговых центрах Петербурга к концу III квартала достигла минимального значения с 2012 года. По данным компании JLL, она составила 4,7%, сократившись за июль–сентябрь на 1 процентный пункт, что является максимальным квартальным снижением с середины 2012 года.

Новые арендаторы

"Уменьшение доли вакантных площадей в среднем по рынку обусловливается отсутствием ввода ТЦ и стремлением собственников действующих объектов заполнить пустующие блоки", — говорит руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт–Петербурге Владислав Фадеев. В частности, в III квартале уменьшился объем свободных помещений в ТРЦ "Питерлэнд" за счет привлечения гипермаркета Hoff в "Континенте на Бухарестской" в связи со сдачей в аренду части второго этажа, где изначально предполагалось размещение спортивных товаров.
Стоит отметить и постепенное заполнение наиболее новых торговых центров, введенных в эксплуатацию в 2015–2016 годах, в том числе ТРЦ "Охта Молл".
Снижение уровня свободных площадей наблюдалось во всех районах, но в наибольшей степени — на востоке и юге города (на 1,3 и 1,2 процентных пункта соответственно). В целом в июле–сентябре текущего года в торговых центрах Петербурга арендаторами было открыто на 55% магазинов больше, чем закрыто, если исходить из расчета занимаемой ими площади.

К Новому году

Среди наиболее крупных открытий стоит отметить появление Uniqlo в ТРЦ "Охта Молл" и "Мега Парнас", Modis в ТРК "Лето", Grandi Brands в ТЦ "Капитолий".
Наиболее активно себя проявили ретейлеры, продающие одежду и аксессуары.
В структуре открытий доля этого сегмента составила 35%, а площадь открытых магазинов по продаже одежды и аксессуаров в III квартале составила около 20 тыс. м2, что является максимальным квартальным результатом за последние 2 года.
"Ретейлеры стремятся открыться к наиболее активному сезону продаж — ноябрю–декабрю, — комментирует Владислав Фадеев. — В связи с этим рост объема магазинов сегмента "одежда и аксессуары" выглядит достаточно естественным".

Быстрые решения

Если говорить о взаимоотношениях ретейлеров и компаний, владеющих торговыми центрами, то в первую очередь можно отметить сокращение сроков проведения переговоров.
Если раньше от первого запроса до подписания договора могло пройти около полугода, то сейчас срок сокращается до 2–4 месяцев. Меняются и требования операторов при вхождении в проект, в первую очередь в части коммерческих условий. Несмотря на то что средние ставки на основной период аренды сохраняются на прежнем уровне, есть тенденция к сокращению льготного периода и/ или величины скидки, которая на этот срок предоставляется.
В Петербурге на данный момент работают 58 качественных торговых центров совокупной арендопригодной площадью более 2,25 млн м2, что соответствует 425 м2 на 1 тыс. жителей. До конца 2018 г. открытие новых торговых центров не ожидается.