Вовлекающие активности подстегнут развитие

 

Сектор настольных игр — один из самых маржинальных и интересных, на мой взгляд, бизнесов. В России индустрия ежегодно растет на 20–30%, в прошлом году ее оценили в 9 млрд рублей. Сектор дает реальную возможность заработать, и это привлекает многих предпринимателей. Какие трудности их могут ожидать? Настольная игра — это всегда креативный, авторский продукт. Потому изредка возникает вопрос охраны авторских прав, которые у нас в России не всегда соблюдают. По информации Торгового представительства США (USTR), общий уровень незаконного копирования и заимствования в России за год вырос в 4 раза и растет на протяжении последних 5 лет.
По уровню защиты интеллектуальных авторских прав Россия стоит на одном уровне с Алжиром, Кувейтом и Индонезией. К примеру, мы выпускаем ежегодно около 70 новых настольных игр. Периодически после релиза очередной новинки спустя 2 недели какая–нибудь российская компания пытается выпустить аналог. Крупному гиганту это навряд ли может нанести серьезный урон: как правило, такие "пираты" не могут конкурировать с авторитетным издательством, продукты которого давно известны потребителям и заняли свою нишу. Но небольшим предприятиям нужно тщательно мониторить рынок и в случае пиратства привлекать к ответственности злоумышленников.
Колебания экономики — то, от чего может пострадать любой бизнес. Конечно, падение покупательной способности несколько тормозит рост определенных сегментов, например продажу дорогих игр стоимостью от $100. Однако большой плюс рынка в том, что он чувствует себя комфортно и в непростые времена. Например, во время финансового кризиса 2008 года продажи только росли. Это легко объясняется тем, что настольные игры — доступный способ проведения досуга. Стоимость игры составляет 900–1400 рублей, как правило, в нее можно сыграть компанией от двух–четырех человек и не один раз. Такой досуг оказывается гораздо экономичнее совместного похода в ресторан или кино.
Еще один важный для индустрии момент — коммуникация с потребителем. Простой рекламы недостаточно: за каждой настольной игрой стоит целая история, и, чтобы увлечь покупателя, нужно ее рассказать, объяснить правила игры. Это особенно необходимо, если человек никогда не играл в настольные игры. Один из интересных инструментов вовлечения — игротеки, бесплатные мероприятия, куда каждый желающий может прийти и поиграть. На площадке всегда присутствуют гейм–мастера — люди, хорошо знакомые с ассортиментом игр и правилами и готовые прийти новичкам на помощь.
Мы проводим свои игротеки "Играем с нами" ежемесячно во многих городах России: как показывает опыт, с гораздо большей вероятностью человек придет в магазин за настольной игрой после посещения игротеки или советов друзей, чем после просмотра рекламы. Думаю, подобные вовлекающие активности полезны и для других бизнесов. Дегустация еды от продуктовых компаний или бесплатные мастер–классы от косметических брендов — то, что давно уже стало привычным. А вот, к примеру, экскурсии по новостройкам от девелоперов, открытые лекции и уроки, которые бы раскрывали специфику вашего бизнеса для потребителей, — это мне видится перспективным.
Автор — генеральный директор издательства настольных игр Hobby World Михаил Акулов.