Друзья Максим Дорофеев (29 лет) и Василий Казьмерчук (32 года) открыли свое дело в 2015 году. Предприниматели занимаются тем, что сейчас модно называть детейлингом (от англ. detailing) — уходом за интерьером и экстерьером автомобиля.
Проще говоря, их компания CarLosk придает машине блеск "как на картинке". То есть полирует кузов и фары, делает полную химчистку салона и наносит защитное покрытие, которое бережет машину от царапин и реагентов. В 2016 году оборот компании составил 2,2 млн рублей, к концу этого года он, по расчетам основателей, может составить 5,5 млн рублей.
Главное, чтобы машина блестела
Друзья познакомились благодаря общему интересу — оба любят машины и тщательно за ними ухаживают. На старт своего дела ушло не больше 250 тыс. рублей: столько стоили инструменты для ухода и "химия".
На аренду помещения тратиться не пришлось: помог друг, который разрешил Максиму и Василию ухаживать за чужими автомобилями на своей площадке. Сам он занимается сигнализацией и тонированием машин, поэтому не считал друзей конкурентами.
Сейчас у CarLosk свое помещение площадью 150 м2. Первые 1,5 года друзья работали вдвоем, Максим прошел спецшколу по VIP–уходу за автомобилем в Москве и, вернувшись в Петербург, обучил науке партнера. Сегодня в компании работают пять человек, впрочем, владельцы бизнеса по–прежнему трудятся "в поле".
"Я давно хотел этим заниматься, в этом есть своя эстетика: приезжает один автомобиль, а уезжает совсем другой — свежий, новенький и красивый", — объясняет Максим.
Услуга детейлинга — это не просто мойка или химчистка. "Употребляя слово "детейлинг", имеют в виду не только уход, а максимально качественный сервис, затрагивающий каждый сантиметр автомобиля", — рассказывает Максим.
Ценителей такого подхода к уходу за машиной много: клиенты CarLosk — это состоятельные автовладельцы в возрасте от 25 до 45 лет, которые заботятся о внешнем виде своих дорогих автомобилей.
Молодой рынок
В детейлинг–центры (в Петербурге их около 15) привозят как новые, так и машины с пробегом. "Для последних это возможность восстановить первозданный вид: убрать царапины и затертости и наслаждаться внешним видом автомобиля, как будто он только выехал из салона", — поясняет Максим. Новые же машины привозят для того, чтобы покрыть их нанокерамикой или "жидким стеклом" (это защитное покрытие позволяет в будущем сделать проще уход за кузовом). Клиенты приходят в CarLosk благодаря сарафанному радио, сайту, Instagram и автомобильным соцсетям. Интернет–продвижением занимается Максим — к услугам сторонних экспертов фирма не обращалась.
"На мой взгляд, адекватный объем рынка в Петербурге составляет около 70 млн рублей. Детейлинг становится модным, хотя я пользовался этими услугами еще в 2013–м", — объясняет Андрей Головкин, владелец детейлинг–центра Glosspoint. По его словам, кризис сыграл на руку рынку: не имея возможности менять автомобили так же часто, как раньше, петербуржцы хотят, чтобы машина дольше выглядела новой, поэтому полируют кузов и прибегают к другим услугам детейлинг–центров. "Чтобы сделать сервис более доступным, в сентябре мы запускаем детейлинг в рассрочку", — объясняет бизнесмен.
В Москве таких центров больше 30: рынок сформировался чуть раньше, чем в Петербурге. В Европе же к детейлинг–специалистам обращаются уже 20 лет.