Суд арестовал квартиру Маневича

Накануне 20–й годовщины убийства Михаила Маневича суд арестовал его квартиру, в которой живут его сын и вдова.

На прошлой неделе, 15 августа 2017 года, Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил ходатайство Сбербанка в рамках дела о личном банкротстве бизнесмена Артема Маневича и наложил арест на 1 / 4 долю семикомнатной квартиры общей площадью около 200 м2 в доме 15–17 по улице Рубинштейна (знаменитом доходном доме Толстого).

Та самая квартира

Именно в этой квартире жил со своей семьей отец бизнесмена, вице–губернатор Петербурга Михаил Маневич, и именно из этой квартиры он выехал на служебной машине утром 18 августа 1997 года в свою последнюю короткую поездку. На повороте с Рубинштейна на Невский его машину расстрелял из автомата снайпер.
По данным Сбербанка, представленным суду в обоснование ареста, квартира до ноября 2016 года находилась в долевой собственности Артема Маневича и его матери, вдовы вице–губернатора Марины Маневич, но затем перешла в собственность банка "Оранжевый" по соглашению об отступном. Банк "Оранжевый" — небольшой петербургский банк, занимает 266–е место по размеру активов на 1 августа 2017 года (5,99 млрд рублей) и 341–е — по размеру капитала (609 млн рублей). Единственным собственником банка является бывший топ–менеджер "Илим Палп" Станислав Патенко.
Как считает Сбербанк, уступка квартиры по отступному привела, по всей видимости, к внеочередному удовлетворению требований "Оранжевого" в ущерб интересам других кредиторов. Впрочем, источник в Сбербанке сообщил "ДП", что кредитная организация расценивает "Оранжевый" как дружественного Маневичам кредитора, а соглашение об отступном — как возможную схему предотвращения продажи квартиры с конкурсных торгов. "По нашим данным, должник по–прежнему проживает по этому адресу", — уточнил он. Это похоже на правду: в этой квартире этим летом Артем Маневич встретился с корреспондентом "ДП" и дал ему интервью.
В банке "Оранжевый" официально не ответили на запросы "ДП". В Сбербанке от комментариев отказались.
"Квартира находилась в залоге у банка "Оранжевый" с 2013 года в обеспечение выданных им кредитов, — прокомментировал факт ареста недвижимости сам Артем Маневич. — Вообще арест залогового имущества по иску третьих лиц — нонсенс, такого просто не могло быть. Но я понимаю, что это делается в интересах вполне определенных лиц, которые давно давили на меня в своих корыстных целях, когда я работал над достройкой проектов ГК "Город"".

На пороге банкротства

Примечательно, что дело о банкротстве Артема Маневича официально еще не стартовало: иск подан Сбербанком в феврале, но обоснованность требований на 491 млн рублей до сих пор не признана судом, следующее заседание назначено на 19 сентября 2017 года.
Между тем кредитная организация, предъявляющая бизнесмену долг по поручительству за его обанкротившуюся компанию "ВысокиеЭнергоСтроительныеТехнологии" (ВЭСТ), обратилась в суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер. Согласно представленной банкирами выписке из ЕГРН, в марте 2017 года собственность на всю квартиру перешла к "Оранжевому".
ВЭСТ (на 100% принадлежит Артему Маневичу) до 2015 года были крупным подрядчиком "Ленэнерго" по строительству электросетей. Общая сумма контрактов с ними составляла, по словам Артема Маневича, около 5 млрд рублей.
После сложной ситуации в "Ленэнерго" в 2015 году, связанной с дефолтом и санацией банка "Таврический", ВЭСТ в числе многих других подрядчиков энергокомпании обанкротились.
Дело о банкротстве ВЭСТ началось в ноябре 2016 года по иску того же Сбербанка, в январе 2017 года компания была признана банкротом.