Убийцу Немцова вместо пожизненного приговорили к 20 годам строгого режима

Автор фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

  Фигуранты дела об убийстве Бориса Немцова осуждены на сроки от 11 до 20 лет. Обвинение требовало пожизненный срок для исполнителя.

Московский окружной военный суд приговорил обвиняемого в убийстве Бориса Немцова Заура Дадаева к 20 годам строгого режима, пишет "Дождь". Обвинение просило назначить ему пожизненное заключение. Обвинение также просило назначить Дадаеву штраф 200 тыс. рублей и лишить его звания лейтенанта и ордена Мужества. Суд эти требования удовлетворил.
Сообщников Дадаева Анзора Губашева приговорили к 19 годам колонии строгого режима, Шадида Губашева — к 16 годам, Темирлана Эскерханова — к 14 годам, Хамзат Бахаев получил 11 лет колонии строгого режима, уточняет "Медиазона". Обвинение настаивало на более суровых сроках, в частности Губашева прокурор требовала приговорить к 23 годам.
Срок заключения будет исчисляться с 13 июля. При этом каждому обвиняемому зачтут время содержания под стражей: Дадаеву и Губашевым — с 6 марта 2015 года, Эскерханову — с 7 марта 2015 года, Бахаеву — с 8 марта 2015 года. Защита осужденных пообещала обжаловать приговоры в ближайшие дни, отмечает "Коммерсант".

Версия следствия

29 июня присяжные заседатели признали всех пятерых фигурантов уголовного дела виновными в совершении убийства по найму в составе организованной группы, а также в незаконном обороте огнестрельного оружия и боеприпасов к нему. За виновность Дадаева проголосовали десять присяжных, за остальных — не менее восьми. Ни одного из подсудимых не признали невиновным более четырех членов коллегии. Согласно вердикту, никто из признанных виновными по данным статьям обвинения не заслужил снисхождения.
Адвокат Дадаева Марк Каверзин после оглашения вердикта заявил о его фальсификации: так, в копии документа есть непронумерованный лист, а вместо фразы "да, виновен", прозвучавшей в зале заседаний, появилось "да, доказано". Дадаев в беседе с членами Общественной наблюдательной комиссии заявил, что присяжных, по его мнению, "продавили, а всех, кто что-то понимал, удалили".
По версии следствия, в конце сентября 2014 года Руслан Мухудинов и иные лица предложили Беслану Шаванову, Дадаеву, братьям Губашевым, Бахаеву и Эскерханову не менее чем за 15 млн рублей совершить убийство Немцова. Убийцей признан Дадаев, Бахаев снабжал сообщников информацией и должен был укрыть их после преступления, Эскерханов отслеживал маршруты Немцова и занимался развозкой.
Мухудинов, как отмечалось, нашел две квартиры на Веерной улице (одну арендовал, вторую купил), приобрел автомобиль, добыл оружие. Преступники знали, что Немцов и Анна Дурицкая вечером планировали встретиться либо в Bosco Cafe в ГУМе, либо в баре в гостиницы "Украина"; Эскерханов вечером 27 февраля был в окрестностях "Украины", чтобы скоординировать действия исполнителей, если политик отправится туда. В дальнейшем Эскерханов помог исполнителям убийства покинуть Москву, уточняет РБК.
Уголовное преследование Шаванова в ноябре 2015 года прекращено по нереабилитирующим основаниям в связи с его смертью при самоподрыве в ходе задержания в городе Грозном. Расследование выделенного в отдельное производство уголовного дела в отношении заказчика и организатора убийства Мухудинова, находящегося с ноября 2015 года в международном розыске, а также в отношении иных неустановленных лиц продолжается.

Версия потерпевших

Борис Немцов был застрелен поздно вечером 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту в Москве. После задержания все фигуранты дали признательные показания, однако затем заявили, что сделали это под давлением. Суд в декабре 2016 года согласился вызвать на допрос экс-командира "Севера" Руслана Геремеева, но он не пришел на заседание. Геремеев проходит по делу в качестве свидетеля, сторона потерпевших считает его организатором убийства.
По сведениям источников РБК, следователи дважды передавали на подпись главе СКР Александру Бастрыкину постановление о привлечении Геремеева в качестве обвиняемого; оба раза Бастрыкин отказался подписывать документ. В начале процесса адвокаты Прохоров и Михайлова ходатайствовали о вызове в суд Геремеева, его племянника Артура, а также ряда высокопоставленных чиновников Чечни, которые могут быть причастны к убийству. В их числе адвокаты называли главу Чечни Рамзана Кадырова и депутата Госдумы Адама Делимханова, которого Кадыров называл своим возможным преемником. Делимханов приходится Геремееву родственником.
ФСО не предоставила записи с Красной площади и из района Большого Москворецкого моста (по словам адвоката семьи Немцова Ольги Михайловой, отказ ничем не был обоснован), отмечает "Медуза". В суде несколько раз заявлялись ходатайства об истребовании новых видео, но судья их не удовлетворил. В итоге убийца Немцова запечатлен только на плохого качества записи со всепогодной камеры — это видео много раз показывали присяжным.
Дадаев, комментируя решение присяжных, сказал, что сидит "за самое громкое преступление, которое не совершал". Главный фигурант дела Заур Дадаев — заслуженный боец элитного чеченского батальона "Север". Почти за 20 лет службы он принимал участие в десятках контртеррористических операций, среди которых была операция по освобождению от террористов "Дома печати" в Грозном, напоминает "Дождь".