Территорию четырех центральных районов города освободят от автолавок. Чиновники объясняют введение запрета на торговлю с колес заботой о туристах и сохранением исторического центра.
Комитет имущественных отношений (КИО) разработал поправки в постановление, регулирующее размещение нестационарных торговых объектов (НТО) в Петербурге. Чиновники вводят запрет на включение в схему размещения НТО передвижных средств развозной торговли — то есть автолавок, в пределах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах города. В эти пределы входит большая часть Адмиралтейского, Центрального, Василеостровского и Петроградского районов. Общая площадь городской территории, которую зачистят от автолавок, превышает 680 га.
Под запрет попадают автолавки производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции и передвижные сооружения, оборудованные для организации общественного питания. Места для их установки будут исключены из схемы размещения НТО. Арендаторов обещают не выгонять сразу, а дать доработать до истечения сроков ранее заключенных договоров аренды земельных участков и договоров на размещение НТО.
В пояснительной записке к проекту сказано, что он разработан "для разрешения проблем, возникающих на практике в связи с необходимостью сохранения исторического облика города и его привлекательности для туристов". "Социально-экономическим последствием реализации проекта будет являться сохранение исторической среды Петербурга, а также создание дополнительных условий для осуществления торговой деятельности, осуществляемой в стационарных торговых объектах, расположенных в центральной части города", — пишет и.о. председателя КИО Татьяна Тихомирова.
Сейчас в схеме размещения НТО (места для установки не только автолавок, но и торговых павильонов, киосков, летних кафе, веранд при ресторанах) находится 9 тыс. участков. Из них 2,8 тыс. свободны от арендных отношений и со временем могут быть выставлены на торги. Среди центральных районов больше всего адресов для размещения НТО в Центральном районе — 710 точек, в Василеостровском — 407, Адмиралтейском — 356, Петроградском — 264.
Летом 2015 года на торгах при распределении мест под автолавки были распределены примерно 300 мест, но эксперты признают, что на улицах города намного больше автолавок — более тысячи. Самым распространенным нарушением является установка не одной, а нескольких автолавок по одному адресу. Легальный объем рынка мобильной торговли в Петербурге оценивают в 1,5 млрд рублей в год, с учетом нелегальной торговли он в несколько раз выше.
"С логикой КИО я категорически не согласен. Во многих исторических городах мира, например в Риме около Колизея и собора Святого Петра, стоят автолавки. Когда они хорошо выглядят и в них работают профессионалы, то они не мешают, а только помогают принимать туристов. Я считаю, что работа автолавок в центре Петербурга — это помощь в обслуживании большого количества туристов, которые приезжают в наш город, — говорит владелец сети "Месье Патиссье" Юрий Хононов. — Лучше доверять работу в центре компаниям, которые себя хорошо зарекомендовали с точки зрения качества продукции и обслуживания посетителей. Нужно проводить тендеры и выбирать победителей по определенным критериям, но, к сожалению, наше законодательство этого не предусматривает".