Фото: Яндолин Роман

Алкоголь как роскошь. Легальный крепкий алкоголь стал не по карману многим россиянам

Рынок алкоголя переживает падение потребления из–за экономического и демографического кризиса. На смену дорогому алкоголю приходит неучтенный контрафакт, а также дешевые аналоги.

На прошлой неделе  подсчитал, что потребление крепкого алкоголя в стране за 5 лет снизилось на 40%, с уровня 10,9 л на душу населения в 2011 году до 6,6 л в 2016–м. Правда, праздновать победу над алкоголизмом рано. Причину снижения продаж участники рынка видят в падении покупательной способности, расцвете нелегального сектора, а также демографическом факторе.

"Народный" пришел на север. Собственники ТК "Народный" купили здание MazaPark

"Народный" пришел на север. Собственники ТК "Народный" купили здание MazaPark

36047
Елена Домброва, Наталья Модель

Пить не на что и некому

По данным Росстата, в 2011 году продажи водки и ликероводочной продукции составили почти 1,51 млрд л, а в 2016 году было реализовано только 930 млн л. В ведомстве пришли к выводу, что в целом употреблять спиртные напитки люди стали меньше.

Правда, в "Ладоге Дистрибьюшен" с данными Роспотребнадзора не согласны. "В разные годы аналитики Роспотребнадзора используют разную методику, поэтому их выводы некорректны", — говорит Вениамин Грабар, президент "Ладоги Дистрибьюшен". Продажи водочного бренда "Царская" по итогам 2016 года выросли на 51%, до 900 тыс. дал.

В компании "Абрау–Дюрсо" считают, что легальный крепкий алкоголь подорожал из–за роста акцизов и стал многим россиянам не по карману.

Директор российского Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз тоже заметил падение и связывает его с резким ростом ставки акцизов и, как следствие, переходом крепкого алкоголя в нелегальный сектор. Легально произведенная бутылка водки в 4 раза дороже нелегальной, говорит он. Потеряло своих покупателей и вино, россияне переключились с покупки этого продукта на более доступные винные напитки, хотя их качество не всегда однозначно, подчеркивает директор петербургского филиала сети алкомаркетов "РусАлка" Александр Фролов.

Еще одна неожиданная причина сокращения продаж алкоголя — демографический кризис. "У нас складывается ощущение, что основная причина сокращения потребления алкоголя на самом деле кроется в демографической яме 1990–х. Естественная убыль населения не компенсируется молодежью, родившейся в 1990–е годы", — говорят представители завода "Игристые вина". За последние 10 лет на 10 млн человек сократилось число россиян возрастной группы от 15 до 26 лет, приводит данные Вадим Дробиз.

Глава S. T. Dupont Алан Креве: я не переживаю за судьбу рынка роскоши

Глава S. T. Dupont Алан Креве: я не переживаю за судьбу рынка роскоши

1624
Елена Домброва

Пивоварение в упадке

Одно из самых драматичных падений последние годы переживают производители пива. В прошлом году продажи пива составили 53,3 л на человека в среднем по стране, а в 2011 году этот показатель был 70,8 л, снижение составило почти 25%, приводит данные Роспотребнадзор. За последние 9 лет производство пивоваренной продукции сократилось в России почти на 40%, отмечают в "Балтике".

В своем отчете за 2016 год Heineken утверждал, что объем продаж компании в России сократился более чем на 10% в связи со сложной ситуацией на пивном рынке. Производитель объясняет это продолжающейся инфляцией и низким уровнем доверия потребителей. Пива стали меньше пить, потому что оно существенно выросло в цене из–за акцизов, говорят пивовары. С 2007 по 2016 год ставка акциза на пиво выросла почти в 10 раз и сегодня составляет около четверти розничной цены (21 рубль за литр пива крепостью до 8,6% и 39 рублей за литр более крепкого).

Негативным фактором стало и ограничение производства пива в ПЭТ–упаковке до 1,5 л. В I квартале 2017 года рынок сократился на 4% из–за этого фактора, указывают в "Балтике".

Обнадеживает то, что растет сегмент безалкогольного пива, на 11,7% в 2016 году по сравнению с 2015 годом, по данным Nielsen. По итогам I квартала доля сегмента составила 1,2% от всего рынка пива. Учитывая этот тренд, в марте 2017 года "Балтика" вложила 57 млн рублей в оборудование для производства безалкогольного пива уже на четвертом заводе компании в России — в Самаре.

Крым наш, но вино нет

На волне импортозамещения 2014 года россияне распробовали вино российского производства, но укрепившийся рубль возвращает привычные вкусы.

"Волна патриотизма после "крымнаш", который выразился в росте спроса на отечественные вина, потихоньку спадает", — констатируют в "Абрау–Дюрсо".

В I квартале 2017 года закупки импортных вин выросли на 60%, поэтому российские виноделы должны как никогда активно работать над качеством и продвижением, считают в "Абрау–Дюрсо". Пока же сети работают над снижением цен на востребованный алкоголь.

В начале года ГК "Дикси" начала прямой импорт алкоголя, в частности вин, на которые приходится около 30%. "Заключая контракт без участия посредников, компания берет на себя логистические операции, что позволяет снизить себестоимость продукции", — говорят в пресс–службе ретейлера.

Весь 2016 год мы наблюдали рост импорта алкогольной продукции, причем во всех сегментах. Это связано с укреплением курса рубля и ростом покупательной способности. Что касается отечественного алкоголя, его продажи падают, за исключением категории газированных винных напитков. Покупатели отдают им предпочтение, все меньше покупая шампанские и игристые вина. Растут продажи алкоголя в экономсегменте, в свою очередь, премиальные алкогольные напитки теряют долю, поэтому алкомаркеты премиум–класса сейчас чувствуют себя не лучшим образом.
Максим Черниговский
Директор По Продажам Зао "Вкз Дагвино"
Введение ЕГАИС повлекло за собой уход с рынка нелегальных и теневых игроков, а строгий акцизный контроль дает возможность здоровой конкуренции. Доля продаж вина в 2016 году от общего количества проданного алкоголя составила 7,8%, водки — 11,2%, коньяка и элитного крепкого алкоголя — 1,8%, игристых и шампанских вин — 2,2%. Население, особенно потребители в возрасте от 18 до 35–40 лет, сейчас активно осваивает сегмент более благородных напитков, в первую очередь коньяка и виски.
Елена Стребкова
руководитель отдела маркетинга cети винных бутиков "Альта Вина"
Наталья Модель, Елена Домброва Все статьи автора
14 июня 2017, 10:25 14302
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама