Шампунь для объема

Владелец фармацевтической компании "Гротекс" Олег Жеребцов налаживает выпуск косметики. Производителей лекарств привлекает высокая маржинальность такой продукции.

Фармацевтический завод петербургского миллиардера и основателя сети "Лента" Олега Жеребцова готовится запустить производство косметической продукции. Согласно данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, в апреле ООО "Гротекс" (операционная компания завода Solopharm) зарегистрировало два товарных знака по классу "косметическая продукция": "Криптагель" и "Гиалатермаль". Судя по данным сайта завода, под брендом "Гиалатермаль" завод Solopharm уже производит термальную воду. Название "Криптагель" предприятие зарегистрировало как товарный знак для средств по уходу за волосами (лосьоны, маски, шампуни для волос). Олег Жеребцов, основатель Solopharm, от комментариев отказался.

Инвестиции в фарму

Завод Solopharm специализируется на выпуске жидких стерильных лекарственных форм, основные направления: офтальмология, стерильные внутримышечные инъекции, назальные препараты и инфузионные растворы.
Олег Жеребцов создал производство в 2010 году, спустя год после продажи акций сети "Лента", которую он основал еще в 1993 году. Общий объем инвестиций в первую и вторую очереди завода Solopharm составил около 3 млрд рублей, в запуск третьей очереди владельцы предприятия вложили 7,8 млрд рублей.
По данным компании, в рамках третьей очереди было установлено 12 производственных линий, расширение производства позволило увеличить мощность завода до 1,017 млн единиц продукции в год. В 2015 году Смольный присвоил проекту фармзавода статус стратегического инвестора.
Выручка ООО "Гротекс" в 2015 году составила 1,5 млрд рублей, чистый убыток — 249 млн рублей. По данным СПАРК, в конце 2016 года компания поменяла владельца: если раньше 100% принадлежали Олегу Жеребцову, то теперь единственный собственник — кипрская компания "Неловиа Лтд".
Участники рынка по–прежнему считают Олега Жеребцова фактическим владельцем завода. Объем инвестиций в запуск косметического производства не разглашается, но известно, что в конце прошлого года компания привлекла в фармкомпанию инвестфонд Baring Vostok. А в апреле этого года экспертный совет Фонда развития промышленности одобрил для завода Solopharm заем на 500 млн рублей по программе "Проекты развития", средства предоставлены под 5% годовых на срок до 5 лет.

Интересная косметика

Рынок косметических средств привлекателен для производителей лекарств тем, что здесь нет законодательных ограничений наценки, жестких требований к производству. Однако есть огромная конкуренция за покупателя.
"По итогам 2016 года розничный рынок лекарств вырос на 11,1% в рублях, а продажи косметических средств в аптеках за этот же период — на 25%", — говорит Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма", но подчеркивает, что спрос на косметику упал в кризис и теперь восстанавливается. По данным DSM Group, в ценах закупки аптек российский рынок аптечной косметики за 2016 год составил 30,3 млрд рублей, в розничных ценах — около 41 млрд рублей, доля премиальных марок — 38%, остальное — лечебная косметика и масс–маркет.
На высококонкурентном рынке аптечной косметики впечатляющих успехов добился другой петербургский производитель — АО "Вертекс". По данным DSM Group, в 2016 году компания заняла первое место по продажам косметических шампуней и средств для стимуляции роста и против выпадения волос с маркой Alerana. Доля нелекарственного ассортимента составляет около 18% от объема продаж компании "Вертекс", или 900 млн рублей. Наличие диверсифицированного портфеля — безусловный плюс для компаний, он не только позволяет наращивать выручку за счет смежных сегментов рынка, но и увеличивает прибыльность бизнеса, говорит Николай Беспалов.
С начала кризиса люди стали больше покупать дополнительных косметических средств, таких как маски или крем для тела. Сейчас покупателям больше интересны мультифункциональные средства, растут продажи средств anti–age, подарочных наборов. Среди лидеров продаж традиционно шампуни и кремы для рук. Проснулся интерес потребителей к продуктам, сделанным в России, в том числе и в косметической отрасли. Мы наблюдаем рост продаж. Люди, конечно, перешли на менее дорогую косметику, при этом стоит отметить, что растут и премиальные серии.
Андрей Трубников
генеральный директор компании "Первое решение" (бренды Natura Siberica, Organic Shop и др.)
Сложно сравнивать рынок лекарств и косметики. Безусловно, все рынки стремятся к равновесной доходности, и в долгосрочной перспективе и тот и другой выгодны. Вход на рынок косметики менее тернист, чем на рынок лекарств, хотя бы за счет упрощенной процедуры регистрации. К тому же наценка на косметику не регламентируется государством, соответственно, формирование маржи — личное дело производителя. Однако раскрутка бренда, вход в сети даются достаточно непросто ввиду высокой конкуренции. Высокая конкуренция, перенасыщенность рынка — основные камни преткновения на старте косметического средства. Необходимо четкое понимание аудитории — потребителя, а также конкурентной среды. От этого зависит позиционирование продукта.
Глеб Данилов
генеральный директор аптечной сети "Алоэ"