Недострой в действии

Инженерная инфраструктура стадиона на Крестовском готова на одну шестую. Однако это не мешает проводить на арене мероприятия.

Судя по заключению Ростехнадзора (есть в распоряжении "ДП"), ввод в эксплуатацию, о котором в декабре 2016 года рапортовали вице–губернатор Петербурга Игорь Албин, губернатор Георгий Полтавченко и зампредседателя правительства России Виталий Мутко, коснулся лишь небольшой части арены. Из 60 инженерных систем стадиона сданы только 10, а еще 50 до сих пор не введены. В том числе те из них, от которых зависит состояние газона, с которым возникли настолько серьезные проблемы, что матч "Зенит" — "Краснодар" было решено перенести на стадион "Петровский".

Поэтапный ввод

Градостроительный кодекс прямо указывает, что сдать объект в эксплуатацию можно только при условии, что стройка завершена в полном объеме. Но в данном случае Госстройнадзор нашел лазейку и ввел в эксплуатацию результаты первого этапа работ — "футбольный стадион", следует из акта ввода (есть в распоряжении "ДП"). В результате было установлено, что проектной документации соответствует игровая зона с полем, трибуны, крыша стадиона с несущими пилонами и вантами, а также системы электро– и водоснабжения, отопления и освещения. Из систем безопасности на сегодня введены в эксплуатацию только системы пожаротушения.
Как пояснили в комитете по строительству, на первом этапе велось непосредственно строительство объекта. На втором этапе строительства реализуются проектные решения с учетом требований федеральных силовых ведомств (система контроля и управления доступом, система охранной сигнализации, система речевого оповещения и абонентского радиовещания, платежно–пропускная система и система фотоидентификации), а также адаптации объекта к требованиям FIFA.
Иными словами, именно в рамках второго этапа вводится большая часть систем, необходимых для функционирования стадиона. Сейчас, как заверили в ведомстве, Ростехнадзор проводит итоговую проверку объекта по результатам второго этапа строительства. В самом Ростехнадзоре за неделю так и не ответили на запрос "ДП" о ходе проверки и дате ее окончания. Между тем на арене уже прошли три мероприятия, собравшие более 30 тыс. человек: праздничный рок–концерт в феврале, футбольный матч "Зенит" — "Урал" в апреле и матч "Зенит" — "Терек" в мае.

Мнения разошлись

Считается, что без ввода всех систем в эксплуатацию использовать объект небезопасно. Но в комитете по строительству заявили, что на стадион был получен паспорт безопасности — документ, подтверждающий, что риски возникновения чрезвычайных ситуаций на нем минимальны. Мнения экспертов о том, можно ли считать эксплуатацию стадиона безопасной без документа о вводе в эксплуатацию, расходятся. Так, шеф–аналитик ГК "ТелеТрейд" по строительному сектору Петр Пушкарев считает, что если объект получил паспорт безопасности, то он вполне подходит для проведения матчей российского уровня или концертов. Однако требования безопасности для матчей под эгидой FIFA выше, и доработки оставшихся систем связаны с необходимостью соответствовать уже повышенным стандартам. "Проект всего стадиона переделывался, и не раз — очевидно, из–за злоупотреблений или ошибок первого подрядчика. Были сорваны сроки строительства, которые сменившемуся подрядчику затем пришлось в спешке наверстывать", — говорит аналитик.
Собеседник "ДП" на строительном рынке подтвердил, что в декабре в эксплуатацию была сдана меньшая часть всех инженерных систем. "Сопутствующие инженерные системы еще не сдавались. Я сейчас даже не буду говорить про зеленое поле: технические системы, которые задвигали и выдвигали поле, обеспечивали его орошение, необходимую влажность и температурный режим, тоже не принимались в декабре", — утверждает собеседник "ДП".
Возведение стадиона на Крестовском острове началось в 2007 году. Стоимость долгостроя повышалась несколько раз и в итоге составила от 42 млрд до 48 млрд рублей, по разным оценкам. Оценка зависит в основном от того, включаются ли в общую стоимость работ те деньги, которые Смольный выделил дополнительно, но в будущем планирует взыскать с экс–генподрядчика, компании "Трансстрой". После него завершает стройку "Метрострой".