Спортивные долги

Чтобы в срок достроить футбольный стадион на Крестовском острове, "Метрострою" пришлось удвоить объем банковских займов и вчетверо нарастить кредиторскую задолженность.

Несмотря на полученные в 2016 году петербургским "Метростроем" выгодные контракты на достройку стадиона на Крестовском острове на 10,8 млрд рублей, финансовые итоги года у компании, судя по всему, оказались не самыми лучшими. Чтобы выполнить подрядные работы в срок, "Метрострой" в 2016 году удвоил объем краткосрочных займов, а его долги перед кредиторами выросли в 4 раза против результата 2015 года — до 28,3 млрд рублей. Но в этом году компания надеется поправить положение.

Проблемные подряды

По данным финансовой отчетности "Метростроя", в прошлом году компания, возглавляемая Вадимом Александровым, на строительстве метро освоила 14,71 млрд рублей, на прочих стройках — 11,44 млрд. "Метрострой" работал на прокладке участков трех линий метро, Фрунзенского радиуса, ремонтировал дамбу, строил ЛАЭС–2 и Многофункциональный музейный центр под Гатчиной.
В конце августа 2016 года компания получила заказы на достройку стадиона на Крестовском острове и благоустройство прилегающей территории — в целом на 10,81 млрд рублей.
Стадион компания получила с недоделками, дефектами, ошибками в проектной документации, утверждают в "Метрострое". А завершить строительство предстояло к декабрю. "Главные сложности, с которыми мы столкнулись, — несогласованность действий, отсутствие планирования и внесение изменений в проект по ходу выполнения работ", — отмечают в "Метрострое".
Еще одна неприятность, которую принесли "футбольные" заказы, — ухудшение финансовых показателей. Правда, выручка в 2016 году немного выросла — до 24,45 млрд рублей против 21,77 млрд в 2015–м. А вот краткосрочных кредитов стало вдвое больше — 2 млрд рублей. Кредиторская задолженность выросла в 4 раза, до 28,3 млрд рублей. Неудивительно, ведь, чтобы сдать объекты в срок, подрядчику пришлось количество рабочих, занятых на стройке стадиона, увеличить в 5 раз.

Финансовый оптимизм

Резкий скачок задолженности будет погашен за счет оплаты выполненных работ, уверены в "Метрострое". Судя по отчетности, он в этом году рассчитывает на финансовые поступления в размере 21,36 млрд рублей. Но полностью кредиторку они не перекроют.
Глава и совладелец "Метростроя" (владеет 13,62% акций) Вадим Александров не раз заявлял, что компания работает в долг — месяцами ожидает оплаты от госзаказчиков. Ситуация обострилась, когда Смольный на 30% сократил утвержденную Главгосэкспертизой стоимость Фрунзенского радиуса, до 26 млрд рублей. Подрядчик попытался снизить затраты: например, вместо импортных эскалаторов поставит на станции "Проспект Славы" российские. Но это проблему не решит.
В январе город обещал добавить на радиус 7,8 млрд рублей, но парламентарии утвердили лишь 1,5 млрд. Прибавка не помешала бы "Метрострою" для расчетов с кредиторами. Тем более что они не намерены ждать: объем судебных исков с их стороны в 2016 году вырос по сравнению с 2015–м в 18 тыс. раз и составил 2,46 млрд рублей. В числе крупнейших кредиторов — концерн "Титан–2" Григория Нагинского, генподрядчик строительства ЛАЭС–2. "Титан–2" считает, что субподрядчик "Метрострой" сорвал график работ на станции, и требует выплаты неустойки 1,3 млрд рублей. "Метрострой" претензии отрицает и сам подал к "Титану–2" иски на 1,4 млрд рублей. Еще один крупный кредитор, Связь–Банк, обвиняет "Метрострой" в задержке с выплатой кредита и требует погасить долг 852 млн рублей. Впрочем, "Метрострой" смотрит в будущее с оптимизмом: "На 2017 год выручка запланирована в сумме 49 млрд рублей, что в 2 раза больше, чем в 2016–м".