Суд отказал разорившемуся бизнесмену в отсрочке выселения из квартиры

Автор фото: Сергей Коньков
Россия. Санкт-Петербург. Статуя богини правосудия - Фемиды на здании Конституционного суда РФ в Санкт-Петербурге

В Петроградском районном суде четвертый год идет борьба между бывшим предпринимателем Виталием Журавлевым и купившим с молотка его 100-метровую квартиру на Петроградской стороне Алексеем Пухно. Суд решил выселить должника из единственного жилья, не дожидаясь, пока ему предоставят альтернативное.

В четверг 20 апреля судья Петроградского районного суда Надежда Никитина рассмотрела ходатайство Виталия Журавлева о предоставлении ему отсрочки исполнения выселения из квартиры, проданной за долги. Решение о выселении было принято судьей Никитиной в апреле 2016 года по иску нового собственника квартиры Алексея Пухно, который купил жилье с аукциона. Выслушав обе стороны, судья отказала Журавлеву в удовлетворении ходатайства.

Банка нет, а долг есть

В 2007 году Виталий Журавлев взял в кредит 7,5 млн рублей в Турбобанке под залог собственной квартиры с целью развития бизнеса (ему принадлежало несколько компаний, торгующих строительной техникой). За год до начала кризиса он успел погасить 2,5 млн рублей, затем хотело пролонгировать кредит, но банк в пролонгации отказал (как многим в 2008 году), потребовав полного немедленного погашения кредита. Гасить бизнесмену было нечем, и в 2010 году банк подал в суд иск о взыскании долга.
Выиграв дело, кредитная организация подала иск об обращении взыскания на заложенную квартиру. Встречные иски бизнесмена к банку суд возвращал, не принимая к рассмотрению.
В результате квартиру арестовали и выставили на торги. Однако в течение двух лет адвокаты Журавлева оспаривали действия банка. Помогал им, в том числе, и законодательный запрет на выселение из единственного жилья. Но в итоге торги все-таки состоялись: привлеченное банком ООО "СПб Электросервис" в 2015 году провело аукцион, на котором арестованная квартира была продана по начальной цене – 4,5 млн рублей. Покупателем квартиры стал сосновоборский предприниматель и политик Николай Панченко.
Тот передал права требования на жилье Алексею Пухно, который в конце 2015 года предложил добровольно освободить квартиру, а затем, когда этого не произошло, подал иск о выселении Журавлева и его жены. В апреле 2016 года судья Никитина удовлетворила этот иск, сочтя, что жилец не имеет права находиться в помещении, право на которое у него прекращено законным способом. И ссылки на то, что это жилье единственное, судью не впечатлили: она сочла убедительным довод истца, что с 2010 года у ответчика было достаточно времени для поиска работы и нового жилья. В июле 2016 года горсуд оставил решение без изменений.

Подозрительные торги

Между тем, вырученные на торгах 4,5 млн рублей банк не спасли: в январе 2016 года у него была отозвана лицензия, и сейчас он банкротится. Должнику, впрочем, этот факт нисколько не помог: новый собственник квартиры во что бы то ни стало пытается выселить его и его супругу из приобретенного жилья.
При изучении документов о проведенных торгах Журавлев обратил внимание , что начальная цена в 4,5 млн рублей была меньше суммы долга (который составляет 5 млн рублей). Должник даже привлек экспертов, которые оценили квартиру (площадью около 100 м2 на Петроградской стороне) в 12 млн рублей. Также подозрения у бывшего бизнесмена вызвало то, что, хоть шаг аукциона составлял всего 20 тыс. рублей, квартира была продана сразу с первого шага.
При этом, по словам представителя Журавлева, адвоката Андрея Харитонова, он приводил к Пухно покупателей, готовых купить квартиру за 9 млн рублей, но тот якобы отказался, заявив, что она стоит гораздо больше. Тем не менее, как заявил адвокат Журавлева в судебном заседании в четверг, его доверитель готов выселиться из квартиры по решению суда, однако просит отложить выселение до момента законного предоставления другого места жительства. По словам адвоката, его доверителю требуется отсрочка до 28 августа 2017 года. Адвокат отметил, что закон должен учитывать баланс интересов обеих сторон: нельзя, по его словам, "просто выкидывать на улицу человека". Харитонов напомнил судье о том, что его подзащитный не в полной мере здоров и еще в детстве потерял почку, и что выселение может закончиться для Журавлева самым плачевным образом. Также адвокат приобщил заявление о предоставлении жилого помещения маневренного фонда. Присутствоваший на заседании представитель Пухно, Николай Панченко, с позицией Журавлева не согласился. Он сообщил, что, по его мнению, идет обыкновенное затягивание процесса передачи квартиры законному владельцу. После совещания судья Никитина отказала в отсрочке.
Решение судьи Николай Панченко охарактеризовал как справедливое, так как, дескать, у самого Пухно имеются дети, которым нужно предоставить жилплощадь. По его мнению, затягивание передачи квартиры бессмысленно, так как у Журавлева было достаточно времени на поиск работы и приобретения нового места жительства.
Журавлев же планирует подавать апелляцию на решение суда и повторное заявление на отсрочку до тех пор, пока ему не предоставят место в резервном фонде.