Ассоль без капитана Грея. Лев Лурье об отмене навигации на весь июнь в Петербурге

Историк Лев Лурье популярно объясняет, почему решение о закрытии навигации на весь июнь — это плохая идея.

Министерство транспорта России подготовило приказ о приостановке навигации по рекам и каналам Петербурга с 1 июня по 4 июля, чтобы обеспечить безопасность во время Кубка конфедераций.
Автор: Виктор Тихомиров
Представьте себе Венецию, где в марте неожиданно из Рима предписывают: на время кинофестиваля запретить вапоретто и гондолы. Провинция Венето отделится от Италии. Петербург без водного транспорта — как Давос без горных склонов, Лас–Вегас — без казино, Париж — без Эйфелевой башни и Лувра.
На этой неделе — ошеломительная новость из Москвы: на июнь акваторию Невы собираются закрыть для судоводителей. Туристический сезон будет сорван. "Метеоры" не пойдут в Петергоф. Владельцы катеров, капитаны "Смоленок", матросы, судовладельцы, экскурсоводы, буфетчики на дебаркадерах ждут лето впустую. Сушите весла, закупайте тушенку, закатывайте помидоры. Сидите в Купчино, смотрите Кубок конфедераций — излюбленное российское зрелище. Старшеклассники и их родители, запомните: "Алых парусов" — 2017 не будет, Ассоль не встретит капитана Грея. Даже олигархи с экономического форума не увидят лазерное шоу над Невой. Вопросы безопасности, друзья, надо понимать, входить в положение. Не метро — именно суда типа "Москва", катера, яхты и байдарки — цель боевых водоплавающих террористов. После терактов не закрывали ни Сену, ни Темзу, ни Гудзон. На чемпионатах мира и Европы болельщики катались по Висле, Днепру, бухте Кейптауна, гавани Рио. А у нас — опасно. Как написано в проекте решения Минтранспорта: "Необходимо приостановить перевозку граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства по туристским и экскурсионно–прогулочным маршрутам на всех видах транспорта". Про круизные суда — неясно.
Вот туристы из Москвы, с Урала и из Сибири на теплоходах — людей развернут на границе города? Например, Николаевы из Екатеринбурга захотели в кои веки посетить Эрмитаж, посмотреть, как разводятся мосты, и пройти с экскурсоводом по пушкинским или, например, шнуровским местам Петербурга. А матч Россия — Новая Зеландия им не очень интересен.
Наш высокий сезон пропал. Люди, загодя планировавшие увидеть петербургские белые ночи, могут сдавать билеты, путевки, отказываться от арендованных квартир, гостиничных номеров. Прощайте, гастрономические радости в "Кококо" или в "Тартарбаре". Не нужны билеты в Русский, Мариинку, на "Гамлета" у Додина. В этом году не Петербург, а Вена, Стамбул, на худой случай — Феодосия.
Это надо же было разводить всю эту бодягу с Кубком конфедераций. Стадион не готов, и довести его до ума к июню можно, только бросив сюда все ресурсы страны: мобилизовать ВПК, фонд "Дар", панамские офшоры и московскую плитку. Не кредитовать Белоруссию, Абхазию, ДНР и ЛНР. Резко ужать Уралвагонзавод. И все равно есть вероятность, что травка на поле не вырастет, крыша "Петербург–арены" то ли раздвинется, то ли нет, большой вопрос останется и с выкатным полем. Не решены вопросы логистики. Непонятно, откроют ли "Новокрестовскую". Мост через Малую Неву точно не построят. То есть в лучшем случае удастся проскочить, что называется, "на тоненького", в худшем — произойдет невиданный скандал.
"Кто виноват?" — спросят все. Путин, пресса, ФИФА, КПРФ и ЛДПР? Ответ ясен: Смольный. В Казани построили, в Самаре — построили, в Москве — замечательно построили и реконструировали, а в Сочи стадион уже и был. Позорище на Крестовском острове — памятник неслыханным воровству и раздолбайству — не вменишь правительству Валентины Матвиенко. Бывшая губернаторша уже 6 лет как в Москве, за это время можно было выполнить хоть что–нибудь из обещанного: достроить стадион, реконструировать центр, открыть новый зоопарк с долгожданным слоном, построить хоть один новый подземный переход под Невским проспектом, проложить скоростной трамвай в Пулково и метро на юго–запад. Не сделано ничего.
Через год — выборы президента. Георгий Сергеевич, чем вы агитируете за Владимира Владимировича? И мне нравится Алексей Навальный, но не до такой же степени.
Запреты, о которых сказано в проекте Минтранса, вступят в силу с 1 июня. Они принесут горожанам огромные убытки. Вопрос имеет не только экономическую, но и политическую составляющую. Такой внезапный (почему не предупредили раньше?) удар Петербургу власти не наносили никогда. У администрации города еще есть время объяснить все это министру Соколову (он, кстати, рассматривается в качестве возможного хозяина Смольного), а премьер и президент могут отменить идиотское, бессмысленное решение.
В конце концов, все эти футбольные радости рассчитаны не на спортивные победы — наша сборная к ним, увы, не готова. Нам нужен имидж, иностранные туристы, деньги в казне и у горожан. Ну и возможность выплыть в белую ночь из Зимней канавки в ширь Невы между Зимним дворцом и Петропавловской крепостью.