Стойкие солдатики. Как заработать 7 млн рублей на выплавке фигурок из олова и свинца

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Предприниматели Ирина и Игорь Баклановы уже почти 30 лет производят в Петербурге фигурки солдатиков из олова и свинца. За это время они выполняли заказы Обуховского завода, делали диорамы сражений для музея Суворова. А всего за время работы их компания "Ниена" выпустила более 5 тыс. видов фигурок.

Супруги Ирина и Игорь Баклановы начали делать оловянных солдатиков в 1990 году, у себя на кухне. "Это было хобби, и первый солдатик, он до сих пор у нас хранится, был и в неправильном масштабе сделан, и покрашен не так, как надо. Постепенно всему научились", — вспоминает Ирина Бакланова.

С лотка в музей

Стартового капитала у фирмы не было: первыми покупателями были лоточники, которые торговали на туристических тропах, постепенно появлялись связи среди коллекционеров, начали поступать заказы. Первая машина для литья появилась у них только через 4 года — предприниматели купили подержанный аппарат американского производства, который до сих пор работает. Но большая часть работы все равно делается вручную — сначала скульптор лепит фигурку во всех подробностях, затем на ее основе делается форма из гипса, куда заливают расплавленный металл. А потом вручную солдатика полируют, грунтуют и раскрашивают.
Сейчас ООО "Студия Ниена" арендует около 200 м2 производственных площадей на набережной реки Волковки. Выручка компании в прошлом году составила около 7 млн рублей. "Ниена" делает не только солдатиков, но и сувениры для компаний — в честь корпоративов, юбилеев и др. Также среди покупателей — музеи, они заказывают диорамы сражений, исторически достоверные фигурки воинов. Сырье закупают в Петербурге, но если свинец — российский, то олово производят в основном в Китае и Малайзии, и стоит оно значительно дороже. В целом компания живет от заказа к заказу, выручка в итоге скачет. В этот раз, говорит Ирина Бакланова, спрос перед 23 февраля хоть и вырос, но люди явно начали заказывать более дешевые фигурки. "Большинство скульпторов и художников у нас не в штате, мы привлекаем их для выполнения заказов, — рассказывает Ирина Бакланова. — За 26 лет работы с нашими скульпторами мы сделали 5 тыс. наименований фигурок, и в месяц можем отлить около 100 тыс. копий".

Оловянный минимум

В Петербурге около десятка магазинов и мастерских, которые производят авторских оловянных солдатиков. Среди них компании "Балтийская коллекция солдатиков", AGES, EK Castings. Они делают солдатиков для частных коллекций, для детей, которые разыгрывают сражения дома и даже играют солдатиками в шахматы. А также — сувениры для украшения интерьера, тематические фигурки для бизнеса. Общий объем рынка — несколько сотен миллионов рублей.
Директор магазина "Солдатики" Максим Веретельников отмечает, что почти все покупатели у подобных магазинов — постоянные, это коллекционеры, которые готовы платить за конкретные, нужные им фигурки даже в кризис. Поэтому минимум заказов обеспечен и мастерским, и продавцам солдатиков.