Бурный рост рынка онлайн-кино в России тормозят любовь к халяве и Госдума

Вовсе не блокировки пиратских ресурсов помогают видеосервисам продвигать в России потребление легального контента. Этому способствует популяризация "умного ТВ", операторских сервисов и мобильных приложений.

Видеосервисы Рунета по итогам 2016 года сумели не сбавить бодрого темпа развития, взятого в 2015–м. Им даже удается продвигать платную модель потребления услуг. Пока что основная масса интернет–зрителей не готова отказать пиратским ресурсам. Например, большинство потребителей операторской услуги "видео по запросу" (86%) активно посещают и сайты с нелегальным контентом, сообщает в своем исследовании iKS–Consulting.
И тем не менее, по опросам Медиакоммуникационного союза (МКС, объединяет крупные медийные группы), всего 8% пользователей Рунета принципиально потребляют только нелегальный контент. Основная часть аудитории не выбирает между легальным и пиратским контентом и просто ищет в поиске конкретный фильм, уверены представители онлайн–кинотеатра TVzavr. Там считают, что ситуация будет оставаться такой, пока поисковые системы не согласятся понижать пиратские сайты в поисковой выдаче.
При этом наблюдается интересная тенденция: аудитория, которая ищет фильмы через поисковые системы, сокращается, но растет количество зрителей, которые используют Smart TV ("умное ТВ" — по сути, Интернет в телевизоре. — Ред.) или мобильные приложения для выбора и просмотра кино. "Аудитория TVzavr, потребляющая видео за плату, за последний год выросла в 5 раз, а количество тех, кто готов смотреть рекламу, чтобы не тратить деньги, — на 20% (и это уже не эффект низкой базы! — Ред.), — говорят в TVzavr. — Популярность Smart TV растет, а это основной стимул для развития платной модели потребления".
Сейчас 83% зрителей онлайн–кинотеатров предпочитают бесплатную модель потребления контента с просмотром рекламы (рекламная модель доходов), сообщает iKS–Consulting. Платную подписку на весь контент покупает только 3% пользователей, а на просмотр сериалов и кино почти половина респондентов готовы тратить не больше 300 рублей в месяц. Если же говорить об услуге операторов "видео по запросу", 55% зрителей предпочитают бесплатный просмотр с показом рекламы.
Нельзя сказать, что платная модель через несколько лет вытеснит рекламную, скорее они будут востребованы в равной степени, но у разной аудитории, отмечают в онлайн–кинотеатре Megogo. Постепенно потребление легальных видеосервисов становится для россиян нормой. К тому же представители самых разных отраслей — банки, ретейлеры, телеком–операторы — предлагают видео в качестве бонусов при проведении маркетинговых кампаний и так "прикармливают" зрителей. "Пользователи привыкают к легальному просмотру онлайн–видео, качать пиратские копии становится немодно", — уверены в Megogo.

На абордаж

Прошлый год ознаменовался масштабной кампанией Роскомнадзора по блокировке пиратских сервисов, что, однако, не привело к доминированию легальных сервисов. В январе 2017 года примерно равное число пользователей посетили крупнейшие легальные и пиратские сервисы (см. "Количество пользователей...").
И все–таки по итогам прошлого года ожидания игроков рынка относительно роста финансовых показателей оправдались. Отчетность крупнейших игроков будет опубликована позже, но, как говорят представители популярных сервисов, выручка растет хорошими темпами, сопоставимыми с удачным 2015 годом.
Так, онлайн–кинотеатр TVzavr на днях впервые за 7 лет объявил о получении прибыли, а его совокупная выручка на 50% превысила показатель 2015 года. "Рынок растет, но прирост нельзя назвать значительным. Ретейл все еще в кризисе (темпы продаж новых ТВ в 2015–2016 годах падали), что не способствует динамичному росту аудитории онлайн–кинотеатров", — отмечают в онлайн–кинотеатре Okko.

Государственные думы

Легальное онлайн–кино набирает популярность в России не благодаря притеснению пиратских сервисов, а за счет эксклюзивного контента и миграции аудитории в такую зону, где присутствие нелегальных площадок фактически сведено на нет, — мобильные приложения, Smart TV и операторские сервисы.
В 2017 году ожидается укрепление позиций крупных игроков, партнерство видеосервисов с представителями других отраслей и ростом популярности подписных продуктов.
Между тем развитию крупнейших площадок может помешать принятый в первом чтении законопроект об ограничении доли иностранного участия в онлайн–кинотеатрах. Закон коснется прежде всего ivi.ru, Okko, Megogo, у которых доля иностранцев сейчас превышает 20%. Принятие закона Госдумой может стать причиной перестройки всей отрасли, уверена глава TVzavr Марина Сурыгина.
2017 год будет посвящен продвижению видео по подписке как наиболее стабильной модели монетизации. Ключевыми аргументами для перехода на легальные сервисы станут понятное продуктовое предложение и гарантии качества видео и безопасности платежа. Как показывают наши исследования, первым отпугивающим фактором для пользователя является стоимость легального контента. На втором месте — безопасность. То есть люди хотят понимать, за что они платят (качество, отсутствие рекламы, частота обновления контента в подписке), а также хотят гарантий безопасности платежа.
Иван Гродецкий
гендиректор онлайн–кинотеатра Okko (320 тыс. посетителей в январе 2017–го)
Ни один "пират" не даст пользователю столько возможностей, как легальный видеосервис. Пользователь последнего может подключать до пяти параллельных устройств одновременно, потреблять контент с разных платформ, ему доступен большой ассортимент видео в разном качестве. У "пиратов" же отсутствует больше половины из перечисленного списка, и в дальнейшем этот разрыв будет только увеличиваться.Мы предлагаем пользователям сервис и высокие технологии — все то, что стоит больших вложений (тут речь о финансовых вливаниях, затраченном времени и человеческом труде).
Виктор Чеканов
гендиректор онлайн–кинотеатра Megogo в России