18:0631 января 201718:06
285просмотров
18:0631 января 2017
Можно ли говорить об эскалации ситуации в Донбассе, если настоящего мира там и не было? Если бы перемирие можно было счесть миром, не было бы и общего желания добиться полного выполнения минских соглашений. Но перемирие тем и отличается от мира, что любой участник в любой момент может его нарушить.
Все 2,5 года донбасский конфликт развивается именно таким образом: временные договоренности, перемирие, эскалация, договоренности, перемирие. Это совершенно естественно в ситуации, когда речь идет о непризнанных государствах и непризнанных границах. Кто-то кого-то убил, а в ответ начинают мстить.
Что же касается вероятной позиции Трампа по донбасскому вопросу, то у нас в России есть большая беда: нам все время кажется, что Россия всех волнует, что все остальные все время думают о нас. На самом же деле тема России для президента США – где-то на шестом-седьмом месте в списке приоритетов, а уж донбасская тема – тем более. Америке от этой проблемы ни горячо ни холодно, в этом смысле их позиция очень отличается от позиции европейцев.
Когда пройдут переговоры Путина с Трампом, то вопрос Украины будет одной из составляющих большого торга. Что нужно Трампу? Формально – сокращение ядерных вооружений. Реально его может беспокоить то, что Россия влезла на Ближний Восток. Ему хочется, чтобы она туда не лезла, потому что Ближний Восток влияет на нефть, а нефть – на экономику. Кроме того, Америке нужно, чтобы Россия не кооперировалась с Китаем, потому что Китай – это действительно серьезный противник, проблема номер один.
Если говорить упрощенно, то можно вывести приблизительно такую формулу: если Америка получит от России уступки по вопросам, которые для нее важны, то она запросто сдаст Донбасс Путину. Если не получит – значит, не сдаст, оставит для дальнейшего торга.
Путин хотел достичь таких договоренностей еще с Обамой, но тогда этого сделать не удалось. Что нужно Путину? Ему нужно снятие санкций и (хотя бы де-факто) признание Крыма российским. В этом случае он немного исправит ситуацию в экономике и покажет себя победителем, который добился присоединения Крыма. Подтвердится, что его решение было верным, что он сильный, а остальные – слабаки.
Если окажется, что Путин и Трамп сторговались по этим моментам, то Россия «получит» Крым, а санкции будут сняты. И в этой ситуации Россия может сдать Донбасс Украине – это нужно европейцам, которые хотят, чтобы там наступил мир. Если же компромисс не будет достигнут, то все в Донбассе останется так же, как сейчас.
Дмитрий Травин – экономист, политолог