Пресс-конференции Владимира Путина вызывают интерес разве что у статистиков, замеряющих, больше или меньше времени на этот раз президент потратил на журналистов. Реальность его публичные выступления давно не объясняют.
Традиционная большая пресс-конференция Владимира Путина продолжила тенденцию, обозначенную в его же ежегодном послании, в смысле потери содержательности. Все ответы на все вопросы, которые можно было бы задать президенту, получены еще несколько лет назад, и сейчас остается только на всякий случай проверять — не изменилось ли вдруг чего? Нет, ничего не изменилось.
Мы все наизусть знаем, что Путин скажет про Крым, про Украину, про Сирию и про допинг. Знаем, как он ответит на любые вопросы, связанные с чьими-нибудь арестами: "Следствие разберется, суд установит". Все попытки вытащить из президента какие-нибудь идеологические коленца обречены на провал: президент в последнее время округл и выступает с позиции "всем тихо!". Его картина мира давно всем понятна, предсказать можно любой ответ, и даже заранее известно, на какие вопросы он отвечать не будет: о своем выдвижении в 2018 году.
От скуки или забывшись собравшиеся в Кремле журналисты даже иногда задавали один и тот же вопрос по 2 раза, например, о том, как назвать мост в Крым, или о том же выдвижении. Самому Путину, кажется, тоже скучно, на этот раз он не балагурил, как бывало, и даже на любимые вопросы из серии "как вам удается быть таким великолепным" отвечал с ленцой. Пресс-конференция Путина — шанс блеснуть журналисту, но другого ответа, кроме "потому что", там не получить. И оборвал он мероприятие решительно, без всяких привычных "ну еще три вопроса давайте" — надоело.
Среди вопросов выделялись, впрочем, робкие жалобы на то, что год или два назад Путин что-то пообещал, а оно почему-то не сбылось. К примеру, о ювенальной юстиции или о деле журналиста РБК Александра Соколова. Этим главу государства тоже не прошибешь: он в таких случаях совершенно спокойно утверждает, что впервые слышит, но вообще разберется.
По идее, мнением Владимира Путина по тем или иным вопросам нужно интересоваться для того, чтобы понимать, как должны развиваться события, но и с этой точки зрения пресс-конференция бесполезна. Сверять реальность с выступлениями Путина не стоит: вот совсем недавно он говорил о том, что не стоит перегибать палку с преследованием за репосты в соцсетях, а в день пресс-конференции в Петербурге арестовывают человека, критиковавшего полицию на своей страничке; несколько раз призывал чиновников и глав госкомпаний вести себя скромнее, но ничего не меняется.
То, что Путин говорит, он с легкостью либо забывает, либо просто не утруждается проводить в жизнь. Точнее, исходит во всем из своего собственного представления о ходе событий, на которое публичные заявления не влияют ровно никак, они отделены от реальных действий. Его зачастую невозможно проверить, его невозможно привлечь к ответу, он не заботится ни о достоверности, ни о правдоподобности своих выступлений — хотя бы потому, что, в свою очередь, не реагирует на критику. Чиновники уровнями ниже как системные его заявления не воспринимают, и то, что Путин пообещал в чем-то разобраться или подумать, не значит ничего.