Елена Домброва Все статьи автора
24 ноября 2016, 23:47 261

Зависимость от импорта

В этом году тройка лидеров легкой промышленности претерпела изменения. Во–первых, внимание привлекает неожиданное падение показателей АО «БТК Групп». Крупнейший холдинг легкой промышленности в России, который принадлежит миллиардеру Таймуразу Боллоеву, в 2015 году сократил выручку на 40% по сравнению с 2014 годом, с 29,6 млрд до 17,7 млрд рублей. Уменьшилась и чистая прибыль компании — с 2,6 млрд рублей до 1,6 млрд рублей. Падение беспрецедентное, ведь на протяжении последних 5 лет компания только росла.

Как пояснили в компании, причина в зависимости от Минобороны, для которого БТК несколько лет отшивал военную форму нового образца. После того как заказ министерства был выполнен, произошел естественный спад объемов производства. Справедливости ради стоит отметить, что, несмотря на ухудшение финансовых показателей, БТК остается лидером рынка легкой промышленности и в Петербурге, и в стране.

Перемены в числе лидеров

Во–вторых, две федеральные одежные сети сегмента масс–маркет — Oodji и Concept Club, которые шли в последнее время нос к носу, определились с лидером. Если в прошлом году ООО «Август» (развивает бренд Oodji) с оборотом 7,6 млрд рублей опережало ООО «Концепт груп» (развивает бренды Concept club, Acoola) с оборотом 7,3 млрд рублей, то в этом году в лидеры уверенно вышла «Концепт груп» с оборотом 9,4 млрд рублей, что почти на 1 млрд рублей больше того, что удалось заработать компании «Август». Пожалуй, ничего удивительного в этом нет. «Концепт груп», несмотря на кризис, продолжает развиваться и в начале года заявила о намерениях инвестировать 1,7 млрд рублей в развитие сети детских магазинов, а также в оптовое направление. Ее конкурент в тот же период, судя по всему, сосредоточился на повышении эффективности. Так, одежная сеть в 2015 году получила чистую прибыль в размере 1,3 млрд рублей против убытка 1,9 млрд рублей годом ранее. Пожертвовать пришлось темпами роста, а в результате третью строчку рейтинга впервые занимает «Концепт груп».

Стабильное второе место сохраняет за собой «Мэлон фэшн груп» (бренды Zarina, befree и Love republic), которая продолжает расти, при этом уделяя внимание эффективности роста. Так, вместо убытков 2014 года (–0,7 млрд рублей) в 2015 году компания получила прибыль 1,2 млрд рублей. Как поясняет Михаил Уржумцев, президент и генеральный директор АО «Мэлон фэшн груп», сделать сеть более рентабельной позволяет стратегия по релокации розничных магазинов: «Сейчас такое время, когда освобождаются очень хорошие места в торговых центрах, мы их арендуем и строим наши магазины, используя новые современные концепции».

«В то же время рыночные условия для работы одежных сетей не улучшились. Посетителей в этом году еще немного меньше, чем в прошлом. Причины те же — общее состояние экономики в стране и психологическое воздействие на людей, — говорит Михаил Уржумцев. — Статистика показывает реальное падение доходов россиян, поэтому люди экономят и меньше или реже покупают».

Поддержат на родной земле

Между тем падение потребительского спроса наряду с технологическим отставанием отрасли не позволяют рассчитывать на то, что в ближайшей перспективе объем легкой промышленности начнет стремительно расти.

По данным Союза производителей легкой промышленности, оборот предприятий легпрома в 2015 году рос на 2%. Правда, в натуральном выражении объем производства готовой продукции падал на 30–50%, в зависимости от сегмента отрасли. Легкую промышленность отличает минимальное импортозамещение. По данным Федеральной таможенной службы, доля импорта в производстве тканей, одежды и обуви в России составляет 70%. Такой зависимости от импорта нет ни в одной другой обрабатывающей отрасли страны.

Ситуацию могла бы изменить поддержка отрасли на государственном уровне, не первый год твердят участники отрасли. Между тем из государственного бюджета ежегодно выделяются значительные суммы на легкую промышленность. Так, в 2015 году речь шла о 1,5 млрд рублей. Попытки поддержать отрасль производятся и на местном уровне, хотя и более скромные. Так, недавно стало известно о том, что Смольный готов потратить на развитие легкой промышленности в Петербурге 300 млн рублей, деньги могут выделить в 2017–2018 годах. Эти средства будут направлены как и на уже известные способы поддержки — субсидии на аренду, компенсации затрат на выставки, так и новые, например, открытие бизнес–инкубатора, спецпрограммы для швейников в Фонде содействия кредитованию малого бизнеса. Все это позволит, по задумке чиновников, уже к 2020 году удвоить число участников отрасли и долю легпрома в валовом региональном продукте. Для понимания: сейчас в регионе насчитывается 447 швейных предприятий, а доля легкой промышленности не превышает 0,5%. Объем продукции благодаря поддержке может увеличиться с 20 млрд до 30 млрд рублей в год, ожидают в Смольном.

Благодаря усилиям правительства Ленобласти в городе Пикалево начато проектирование технопарка для предприятий легпрома, в числе первых резидентов технопарка — производитель женской одежды «Леди Шарм» и «БТК групп». Правда, его создание правительство Ленобласти анонсировало еще 4 года назад, но к 2017 году территория должна быть готова. В перспективе правительство Ленобласти намерено добиваться присвоения статуса территории опережающего развития (ТОР), для этого чиновникам нужно будет подать заявку в федеральный центр. В случае успеха резиденты ТОР могут рассчитывать на льготы по налогу на прибыль и имущество.

У некоторых игроков вопрос о мерах поддержки российской легкой промышленности вообще вызывает скептицизм. Как отмечает Михаил Уржумцев, поскольку легкой промышленности как таковой просто не существует, то и поддерживать несуществующее весьма сложно.

Повод для оптимизма

Несмотря на сложные экономические условия и плачевное положение отрасли, за последние пару лет на рынок вышло множество новых российских брендов.

Как оказалось, молодых дизайнеров совсем не пугают трудности, и они готовы побороться за покупателя.

На руку им играет ослабление рубля — оно сделало российский рынок неинтересным для части иностранных ретейлеров, и оно же заставило покупателей внимательнее присмотреться к незнакомым брендам. Правда, как показывает опыт, большинство российских дизайнеров работают с недешевой одеждой, но первые шаги по импортозамещению, очевидно, сделаны.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама