Субсидированные лидеры

  

Хотя на петербургском рынке пассажирских перевозок работает множество небольших и крупных коммерческих компаний, лидерами отрасли традиционно выступают госпредприятия. Так, в этом году топ–менеджмент ГУП «Пассажиравтотранс» в очередной раз продемонстрировал наилучшие показатели эффективности. Впрочем, коммерческие перевозчики указывают на то, что, имея подобные субсидии, успешным быть нетрудно.
Еще один лидер — опять же государственное предприятие «Петербургский метрополитен». Из коммерческих компаний в тройку лидеров попала только авиакомпания «Россия». Впрочем, и в ней Смольный через комитет имущественных отношений владеет блокирующим пакетом 25% (по данным СПАРК).

Тарифная зависимость

«Ситуацию на рынке я оцениваю как стабильную. В то же время пока не принят документ планирования во исполнение федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа…». Правительство Петербурга должно утвердить нормативно–правовой акт в развитие закона, а без него перевозчики не могут пока в полной мере планировать свою деятельность», — отмечает Андрей Лызин, генеральный директор ГУП «Пассажиравтотранс».
Речь идет о законе, предусматривающем проведение отдельных конкурсов на социальные и коммерческие маршруты. Также закон не требует ограничения стоимости проезда на коммерческих маршрутах. Сейчас в Петербурге тарифы как на социальные, так и на коммерческие маршруты регулирует Смольный, и коммерческие перевозчики не могут переходить предельную планку стоимости проезда. Для городских коммерческих маршрутов он составляет 40 рублей, для социальных — 30 рублей.
По словам главы комитета по транспорту Александра Головина, чиновники изучают пассажиропоток на всех направлениях и как раз рассматривают как вариант отмену регулирования стоимости на части коммерческих направлений. Это нововведение может изменить ситуацию на рынке.
«Среди внешних факторов отмечу проведение в Петербурге соревнований в рамках Кубка конфедераций и ЧМ–2018. Соревнования станут для города стресс–тестом. Пассажирский транспорт должен обеспечить доступность фан–зоны и мест проведения матчей, и эта функция ляжет на плечи «Пассажиравтотранса» как одного из крупнейших перевозчиков», — говорит Андрей Лызин.
Коммерческих маршрутов в Петербурге около 300. При этом 15 частных компаний (крупнейшие из них — «Третий парк», «Петербургская транспортная компания», «Питеравто» и другие) обслуживают более 240 субсидируемых социальных маршрутов, а также «Пассажиравтотранс» обслуживает около 150 маршрутов.

Монополия в тоннеле

В отличие от наземного транспорта, подземку обслуживает только одно предприятие — ГУП «Петербургский метрополитен». Оно же в силу своего монопольного положения является и крупнейшим перевозчиком пассажиров в Петербурге, ведь ежедневно метро пользуется 2,3 млн человек. Правда, в последние годы пассажиропоток снижается, но та же ситуация характерна и для других метрополитенов страны.
«По итогам этого года снижение составило 1,5% от общего количества перевозок. Основная причина — экономическая ситуация в стране. Очень хорошо это заметно на примере станций, расположенных рядом с железнодорожными вокзалами: в Петербург ежедневно стало приезжать намного меньше жителей пригородов и ближайших районов Ленобласти», — говорит начальник ГУПа Владимир Гарюгин. Еще один важный фактор, влияющий на работу метро, по его словам, — отсутствие законодательной базы по пресечению правонарушений в метро.
С 1 января 2017 года стоимость одного жетона в метро вырастет с 35 до 45 рублей, билета на автобус, трамвай и троллейбус — до 40 рублей. Несмотря на большой общественный резонанс, в Смольном пошли на эту меру, сославшись на необходимость покрывать расходы ГУПов. К тому же чиновники пообещали, что проездные подорожают не так значительно, не более чем на 7,7%.

Без субсидий никуда

Деньги нужны не только на обслуживание, но и на развитие ГУПов. Так, у петербургского метрополитена есть стратегия развития до 2020 года. По ней, в частности, на 2017 год запланировано обновление подвижного состава на двух линиях метро. В ближайших планах и модернизация и капремонт эскалаторов, модернизация тяговых подстанций и закрытие на капремонт станции «Лесная».
В 2015 году метрополитен выручил от продажи жетонов и билетов 17,1 млрд рублей и получил 8,7 млрд рублей субсидии от Смольного. «Пассажиравтотранс» получил от пассажиров 5,5 млрд рублей и 5,2 млрд рублей субсидии. К слову, у ГУПов есть еще один собрат «Горэлектротранс», не вошедший в рейтинг. Его выручка от основной деятельности в прошлом году составила 4,8 млрд рублей, а субсидия — более 4,7 млрд рублей.

Небесные перспективы

Еще один крупный петербургский перевозчик, авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»), формально является базовой для аэропорта Пулково, но на практике «Аэрофлот» зачастую перераспределяет рейсы в пользу московских аэропортов. В том числе и по этой причине падает пассажиропоток Пулково: в январе–июне этого года он снизился на 6,5%, а 2015 году — на 11%.
Но в первую очередь падение пассажиропотока связано с резкой девальвацией рубля и падением туристического рынка. Число пассажиров сокращается в основном на международных рейсах. В этих условиях «России», как и большинству авиакомпаний, приходится непросто. Тем не менее она продолжает активно развиваться и практически ежемесячно улучшает что–то в своей работе. Например, недавно она получила допуск на перелеты в Пекин, которые ранее совершало «Трансаэро». Уход последней с рынка вообще значительно повлиял на развитие «России», ведь «Трансаэро» было ее прямым конкурентом.
В то же время на фоне сложной ситуации на рынке авиаперевозок не первый месяц ходят слухи о планах «Аэрофлота» продать «Россию», однако все официальные лица их опровергают.