23:4424 ноября 201623:44
208просмотров
23:4424 ноября 2016
Доля петербургского автопрома по отношению к общероссийскому объему выпуска автомобилей впервые за этот год превысила четверть. По итогам 9 месяцев она составила 25,1% (в январе–сентябре 2015 года — 23,3%). По статистике продаж, на местных автозаводах производятся в основном бестселлеры, по типу кузова — в основном кроссоверы.
После череды взлетов и падений производство автомобилей в Петербурге вышло на относительно стабильный уровень. По итогам 9 месяцев 2016 года петербургские заводы Hyundai, Toyota и Nissan выпустили 20 2400 легковых автомобилей, что на 9% меньше показателя за аналогичный период прошлого года, сообщает агентство «Auto–Dealer — СПб». В целом по России производство автомобилей за тот же период снизилось на 11,8%, передает «Автостат».
Лидеры спроса
В Петербурге в настоящее время производятся девять моделей автомобилей: Nissan Qashqai, Nissan X–Trail, Nissan Murano, Nissan Pathfinder, Toyota Camry, Toyota RAV4, Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio. Из них шесть входят в топ–20 по продажам в стране: Hyundai Solaris, Kia Rio, Toyota RAV4, Toyota Camry, Nissan Qashqai и Nissan X–Trail. В скором времени в число бестселлеров может войти и компактный кроссовер Hyundai Creta, производство которого началось во втором полугодии 2016 года. Ранее Hyundai объявила о плане продаж до конца года 20 тыс. автомобилей этой модели.
На Hyundai, который с момента своего запуска в 2010 году является крупнейшим автозаводом на Северо–Западе, приходится 75% от общего числа произведенных машин в Петербурге. Предприятие производит модели Kia Rio, Hyundai Solaris, Hyundai Creta.
За 9 месяцев 2016 года завод собрал 151 тыс. машин, что на 8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На заводе объяснили спад переналадкой для производства Hyundai Creta.
Согласно планам предприятия, в 2016 году общий объем производства достигнет 200 тыс. машин, что соответствует проектной мощности завода.
В следующем году на конвейер встанут обновленные версии моделей Hyundai Solaris и Kia Rio. Общий объем инвестиций в завод к настоящему времени составил $700 млн.
Японский паритет
Оставшиеся 25% рынка поровну делят японские заводы Nissan и Toyota. Оба завода работают в сокращенном режиме: Nissan перешел на одну смену в конце февраля, Toyota — в мае.
Заводы подстраиваются под меняющийся спрос и обновляют производственную линейку. Так, Nissan в этом году поставил на конвейер обновленную версию кроссовера Nissan Murano и запустил производство компактного кроссовера Nissan Qashqai. Завод, открывшийся в 2009 году в промзоне Каменка, начинал с производства седана Nissan Teana, но затем, после сокращения на рынке продаж автомобилей класса D, сделал выбор в пользу кроссоверов. Объем инвестиций в первую очередь предприятия составил $200 млн, в расширение — 167 млн евро. Мощность завода составляет 100 тыс. автомобилей в год.
Завод Toyota, расположенный в Шушарах, впервые с момента своего открытия в 2007 году запустил производство второй модели — кроссовера Toyota RAV4 — в дополнение к седану D–класса Toyota Camry. В процессе подготовки к запуску второй модели производственная мощность завода была увеличена в 2 раза — с 50 до 100 тыс. автомобилей в год. Инвестиции в проект расширения производственной мощности завода и запуск Toyota RAV4 составили 9,7 млрд рублей. На конец октября было выпущено 3000 автомобилей модели RAV4. По данным ООО «Тойота Мотор», с начала года до конца сентября в России было продано 23700 машин RAV4, до конца года продажи составят 30 тыс.
До конца года предприятие планирует перейти на двухсменный режим работы. Общий объем инвестиций в российский завод Toyota к настоящему времени превысил 21 млрд рублей. По прогнозам «Auto–Dealer — СПб», до конца года заводы Nissan и Toyota выпустят совокупно до 45 тыс. машин. В 2015 году Nissan произвел 33 тыс. машин, Toyota выпустила 32882 автомобиля модели Camry.
Пересели на кроссоверы
Подводя итог теме расширения модельных рядов, нельзя не отметить важный факт: с 2016 года в модельных рядах всех петербургских заводов присутствуют кроссоверы (класс SUV — от английского sport utility vehicle). Из девяти производимых в Петербурге моделей шесть относятся к этому классу. Выбор производителей в пользу этого типа автомобилей не случаен: кроссоверы традиционно пользуются высоким спросом со стороны российских покупателей, и этот спрос растет. По данным «Auto–Dealer — СПб», на автомобили с этим типом кузова пришлось 38,3% от всех проданных в Петербурге в 2015 году машин. Как сообщает «Автостат», в сентябре 2016 года SUV–класс стал самым популярным сегментом российского рынка. Рыночная доля SUV на российском рынке составила 42%. Самыми востребованными кроссоверами в стране в сентябре стали Hyundai Creta, Renault Duster, Lada4x4.
Второе место по популярности в России занимают автомобили В–класса — их доля в сентябре составила 39,8%. Из числа производимых петербургскими заводами машин к данному классу относятся модели Hyundai Solaris и Kia Rio. Тройка лидеров в B–классе по стране выглядит так: Kia Rio, Lada Granta, Hyundai Solaris.
Экспортный потенциал
В перспективе производство автозаводов может быть увеличено за счет развития экспорта, если российские власти будут оказывать меры поддержки. Сейчас все петербургские заводы отправляют свою продукцию в Белоруссию и Казахстан, а также ряд других стран. По прогнозам Минпромторга, к 2020 году экспорт легковых машин должен составить 25% от общего производства, то есть каждый четвертый производимый в стране автомобиль будет отправляться за рубеж.
Пока что экспортные поставки далеки от планируемого.
Например, завод Hyundai в 2015 году отправил на экспорт 14 200 автомобилей, что составило 6% от общего объема произведенных машин. Из Петербурга завод поставляет свою продукцию в Казахстан, Белоруссию, Египет, Ливан, в этом году были открыты два новых рынка сбыта — Грузия и Тунис.
На заводе сообщили, что в связи с введением в этом году утилизационного сбора в Казахстане произошло значительное снижение экспортных поставок. До этого Казахстан держал первое место по объему экспортных поставок, в эту страну завод Hyundai отправил в прошлом году 10,3 тыс. автомобилей. В 2016 году прогнозируемый показатель экспорта по всем странам составляет 5 тыс. машин.
Как пишет «Автостат», российские власти недавно приняли специальную программу поддержки отечественного автомобильного экспорта, предоставив производителям субсидии на логистику, что, по мнению экспортеров, даст ощутимые конкурентные преимущества в продвижении продукции в отдаленных государствах.
Кроме того, в рамках программы власти обещают экспортерам выдавать льготные кредиты, помогать участвовать в выставках, а также оказывать содействие в работе с теми странами, куда поставки машин осуществляются в рамках межгосударственных контрактов.
Суммируя производственные планы на этот год, можно ожидать, что петербургский автопром выпустит в 2016 году около 245 тыс. автомобилей, что на 20% меньше, чем в 2015 году, когда общий объем выпуска составил 308 тыс. машин (с учетом выпуска на заводе General Motors, который был законсервирован в июле прошлого года). Без учета завода GM в прошлом году было выпущено 296 тыс. автомобилей, в сравнении с этим показателем результат текущего года может оказаться ниже на 17%.
Согласно прогнозу PricewaterhouseCoopers, производство легковых автомобилей в целом по России сократится на 10% в 2016 году и достигнет уровня 1,1 млн штук.
Принимая во внимание текущие планы автопроизводителей по увеличению производственных мощностей в России, а также текущие прогнозы рынка, ожидается, что совокупная загрузка мощностей может достичь 52% к 2020 году.