Игорь Албин перевел 5 млрд рублей городского госзаказа на небольшую московскую торговую площадку ЭТС

Автор фото: Сергей Коньков

Подведомственные вице-губернатору Игорю Албину комитеты получили указание проводить электронные аукционы на выбор господрядчиков только через московскую площадку ЭТС.

Как стало известно "ДП", комитеты и службы Смольного, подведомственные вице-губернатору Игорю Албину, получили поручение до 22 ноября перевести все свои электронные госзакупки на АО "Электронные торговые системы" (АО "ЭТС"). Это одна из пяти площадок, аккредитованных правительством РФ для распределения госзаказа в форме электронного аукциона.
Игорю Албину подчиняются комитеты по энергетике, тарифам, транспорту, строительству, развитию транспортной инфраструктуры (строительство и ремонт дорог), градостроительству, инвестициям, госконтролю и охране памятников культуры, а также все подведомственные им организации и служба стройнадзора.
В электронной форме они ежегодно распределяют более 5 млрд рублей, причем этот показатель постоянно растет, поскольку бизнес настаивает на аукционах как наиболее прозрачной форме закупок.
До сих пор госзаказчики в России — комитеты и госпредприятия — проводили свои электронные аукционы на одной из пяти аккредитованных площадок. Каждый заказчик по закону выбирает одну из этих площадок исключительно на свое усмотрение.
Крупнейшей и наиболее прозрачной на рынке считается электронная площадка Сбербанка. По данным портала госзакупок, на ней размещается почти 50% электронных лотов. Еще около 45% лотов проводятся через площадки "РТС-Тендер" и ЕЭТП. Оставшаяся небольшая доля достается электронной площадке Татарстана (по названию ясно, что используют ее в основном в Татарстане) и, собственно, АО "ЭТС".
При проведении аукционов площадки зарабатывают на обеспечении заявок: когда компания подает заявку, она должна положить на счет оператора электронных торгов от 0,5% до 5% от начальной цены контракта. Размер этого процента устанавливает госзаказчик — комитет или госпредприятие. От размещения данной суммы на счете в банке оператор получает процент, который зависит от условий банка.
Данные по количеству размещенных на площадках лотов в 2016 году
Игорь Албин сообщил "ДП", что решение о переходе на ЭТС принимал не он, а комитет по государственному заказу.
"Инициатором был комитет по госзаказу. Я выполняю поручение, не ограничивая конкуренцию. Подробности стоит узнавать у коллег из блока госзакупок", — сказал вице-губернатор.
Комитет по госзаказу возглавляет Дмитрий Сачков. В течение минувшего дня он не смог ответить на вопросы "ДП".
В Управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС по Петербургу), узнав от "ДП" о намерении чиновников перевести закупки на ЭТС, заметили, что в этой инициативе просматриваются признаки нарушения ст. 15 "Закона о защите конкуренции".
"Указанная статья напрямую запрещает органам госвласти субъектов РФ принимать акты и осуществлять действия, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В данном случае может получиться, что для одной площадки будут созданы преимущественные условия по сравнению с ее конкурентами", — подчеркнул руководитель УФАС по Петербургу Вадим Владимиров.
Однако в АО "ЭТС" сообщили, что не видят нарушения конкуренции в данной договоренности со Смольным.
"Консолидация закупок семи подведомственных вице-губернатору организаций из 34 комитетов Петербурга обеспечит объективный мониторинг и контроль закупок, снизит временные, финансовые и трудовые издержки, расширит компетенции заказчика и многое другое", — сообщили в компании. Там также отметили, что подобный опыт применялся в Волгоградской области и на федеральном уровне был признан удачным.
Многочисленные собеседники "ДП" из четырех других площадок высказывали одно и то же мнение: если правительство определило перечень из пяти площадок, то нелогично региональным властям формировать свои перечни.
"Безусловно, такие распоряжения должны стать поводом для расследования ФАС, как нарушение конкуренции. Странно, что человек в таком ранге не знает, что незнание закона не освобождает от ответственности", - отмечает Николай Андреев, генеральный директор ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Данные по стоимости всех российских контрактов, размещенных на электронных площадках в 2015 году
ЭТС были созданы в 2008 году как "дочка" Московской биржи, но в январе 2014 году биржа продала площадку группе "Фабрикант". Крупнейший акционер "Фабриканта", по данным СПАРК, — Сергей Габестро, один из основателей проекта Superjob.ru, а с 2006 года — председатель совета директоров "Фабриканта", с 2010 года — его гендиректор. Сергей Габестро входит в число "золотой тысячи" управленческих кадров президента РФ. Кроме того, он является исполнительным директором благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского. По данным СМИ, будучи губернатором Костромской области, Игорь Албин активно поддерживал деятельность фонда, его конкурс "Православная инициатива", участвовал в мероприятиях фонда.

ОБНОВЛЕНИЕ

Комментарий АО "ЭТС"

АО "ЭТС" (ЭТП ММВБ "Госзакупки") зарегистрировано на территории Москвы, но предоставляет возможность заказчикам и участникам всех регионов организовывать закупки или принимать участие в таких закупках, соответственно, является федеральной электронной  площадкой, как и остальные четыре оператора электронных площадок, отобранных Правительством РФ для проведения государственных и муниципальных закупок.
Электронная площадка, принадлежащая АО "ЭТС", создана для осуществления закупок в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а в настоящее время функционирует в строгом соответствии с законодательством о контрактной системе (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подзаконные акты).
Алгоритм работы площадки ЭТП ММВБ "Госзакупки", а также ее функционал разработан на основе Закона о контрактной системе  и Регламента от 2010г. (утв. Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе). Эти документы являются основополагающими для всех пяти операторов площадок. Таким образом, базовый функционал на всех отобранных ЭТП идентичен.
АО "ЭТС" не вмешивается в деятельность заказчика, связанную с разработкой и оформлением документации об аукционе, иных документов и протоколов заказчика, а также не осуществляет проверку или анализ аукционной документации и иных документов заказчика, а также принятых им решений и осуществленных на ЭТП ММВБ "Госзакупки" на основании данных решений действий на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.
Действия аукционной комиссии, связанные с рассмотрением заявок и принятием решений также регламентированы указанными документами. Согласно статьям 67, 69 Закона о контрактной системе, только аукционная комиссия может вынести решение по заявке: допустить/не допустить, признать соответствующей либо нет. Кроме того, согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник может быть отстранен от участия в определении поставщика в любой момент до заключения контракта. Таким образом, рассмотрение заявок и вынесение решений по ним осуществляется заказчиком (аукционной комиссией) в строгом соответствии с действующим законодательством. Поскольку все действия жестко регламентированы, термин "выбор" подрядчика неприменим для закупок.
Соответственно, информация, содержащаяся на площадке относительно допуска/недопуска участников аукциона и рассмотрения заявок, является фиксацией решений заказчика, принятых им в соответствии с действующим законодательством. Только аукционная комиссия принимает решения в отношении допуска/недопуска заявки, ее рассмотрения и отстранения участника, оператор электронной площадки такими полномочиями не обладает. Кроме того, на электронной площадке оператора АО "ЭТС" все протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются в открытом доступе в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе. Поскольку указанная норма не содержит отлагательных условий (т.е. должна исполняться незамедлительно), то сразу после подписания протокола электронной подписью заказчика он публикуется в открытой части ЭТП ММВБ «Госзакупки» и доступен для ознакомления. Кроме того, сведения о всех публикуемых протоколах незамедлительно направляются в Единую информационную систему посредством интеграции и публикуются там (находятся в открытом доступе).
К настоящему письму приложен скан страницы сайта ЭТП ММВБ, подтверждающий опубликование протоколов аукциона на всех этапах проведения процедуры, а не по ее завершении. Кроме того, сведения о действиях, совершаемых на ЭТП ММВБ любым пользователем (АО "ЭТС", заказчиками, участниками), в режиме реального времени передаются в государственные информационные системы ЕИС и Независимый регистратор.
С 27 ноября 2014 года Минкомсвязью России разработана и внедрена государственная информационная система "Независимый регистратор", интеграцию с которой должны обеспечивать все отобранные операторы. Согласно Регламенту взаимодействия с Независимым регистратором, информация обо всех юридически значимых действиях, выполненных на ЭТП, направляется Оператором и фиксируется независимым регистратором. Доступ к системе Независимый регистратор имеют в том числе представители антимонопольных служб, что позволяет проверить любые операции на предмет соответствия действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3), не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Просим также обратить внимание, что Минэкономразвития совместно с ФАС России ежегодно проводят экспертизу (техническую аттестацию) операторов электронных площадок. В 2016 году АО "ЭТС" (ЭТП ММВБ "Госзакупки") прошло техническую аттестацию операторов электронных площадок, функционирующих в целях проведения электронных аукционов в сфере закупок без замечаний к функционалу и сервису (акт №2-Д28 от 20.01.2016г.), указанный оператор имеет самый низкий процент обоснованных жалоб на действия (бездействие) операторов электронных площадок, подаваемых участниками процедур в контрольные органы, что свидетельствует о качественном уровне оказания услуг и предоставляемого функционала.